Без прорыва и просвета. Н.В. Арефьев о проекте бюджета на 2020-2022 гг.
В тридцатый год перестройки и нового мышления, в двадцатый год удвоения ВВП Россия катится вниз!
Уже, кажется, и опускаться-то некуда, и так лежим на дне, но правительство всё-таки находит! В 2020 году Россию ждёт снижение роста экономики с первоначальных 2% до 1,7%. Зато с 2021 года пойдёт ускорение до «темпов выше среднемировых» за счёт опережающего роста инвестиций в основной капитал и не совсем понятно откуда взявшегося резкого роста конкурентоспособности российской экономики. И это всё 30 лет. Сегодня плохо, а вот завтра будет непременно хорошо! Правда, Банк России даёт на 0,5% меньше, в итоге роста не будет, будет математическая погрешность.
Ориентация на мировую экономику звучит мощно. Но рост мировой экономики в этом году будет на 0,3 процентного пункта меньше и снизится до 2,9% по сравнению с майским прогнозом. В 2020 году мировой ВВП вырастет лишь на 3%.
Тщедушной российской экономике ориентироваться на перегретую мировую экономику – преступление, наша экономика лежит на дне, и её рост должен быть не менее 10% в год.
Что же мешает развиваться экономике? Инфляция – заявляет правительство! Но в 2019 году инфляция предрекается на уровне 3,6%. В основе федерального бюджета лежит прогноз роста потребительских цен на 3% в следующем году. Безусловно, за счёт снижения потребительского спроса. Но, если четвёртый год низкая инфляция, почему высокие кредитные ставки и проценты по ипотеке? Ответ простой: правительство не заинтересовано в развитии экономики и лоббирует интересы купного капитала, занижает в проекте бюджета уровень инфляции, чтобы снизить расходы за счёт меньшей индексации. Но власти тем самым рисуют не самый благоприятный сценарий развития российской экономики.
Возникает впечатление, что трёхпроцентный прогноз заточен на сценарий жёсткого действия Центрального банка и заниженного финансирования национальных проектов. Тогда непонятно, откуда берётся рост! Бюджет не отвечает на вопрос, где взять деньги для будущего экономического роста. Деньги из экономики будут изыматься неуклонно, несмотря на замедление накоплений Фонда национального благосостояния (ФНБ). Надо бы снижать налоговое бремя, но и это не предусматривается.
Более того, профицит федерального бюджета в текущем году оценивается в 1,881 трлн рублей, на 2020 год – 876 млрд, в 2021 году составит 0,6 трлн, в 2022 году – 0,3 трлн рублей.
Всё это выглядит, по меньшей мере, странно. Нет средств на выполнение национальных проектов, а в бюджете лишние деньги!
Безусловно, в низком росте экономики повинно само правительство. Оно продолжит изымать из экономики денежные средства в виде налогов и многочисленных неналоговых платежей и будет держать кредитную ставку на недосягаемой высоте. Так что правительство вовсе не намерено потратить накопленные резервы или хотя бы их часть на то, чтобы подстегнуть российскую экономику и выйти на более реальные темпы роста ВВП, чем те, которые наблюдались в течение последних 10 лет.
ФНБ только в 2019 году вырос почти вдвое и приблизился к 8% ВВП. В конце года, по оценке Минфина, будет 8,2 трлн рублей. В ближайшую трёхлетку фонд достигнет 16,2 трлн. При этом рост ФНБ сопровождается стагнацией экономики и шестилеткой падения доходов населения. Всё это ставит под сомнение выполнение указов президента, нельзя же из бюджета и экономики выкачивать средства и ожидать при этом, что народное хозяйство даст двойной прирост!? Двойной прирост, скорее всего, даст зарубежная экономика, которую подкармливает российский бюджет.
И это вполне реально, большая часть средств ФНБ размещается в валютных инструментах, доходность по ним чаще всего нулевая. В представленном бюджете предусматривается рост российского госдолга в ближайшие три года с нынешних 17,1 до 21,1 трлн рублей. И занимает Минфин не под 0%, а под 7–8% годовых. Соответственно вырастут и расходы на его обслуживание. В 2019 году обслуживание госдолга обошлось стране более чем в 850 млрд рублей. А это 10 годовых бюджетов Волгоградской области.
Бюджет на ближайшую трёхлетку составлен так, что доходы будут расти примерно теми же темпами, что и в проектировках прошлого года, а расходы начнут перераспределяться от оборонных заказов в социальную сферу.
Согласно внесённому документу, в 2020 году Минфин планирует собрать в бюджет 20,36 трлн рублей, это на 411 млрд больше, чем в 2019 году. По сравнению с 2019 годом в 2021-м доход бюджета должен увеличиться на 1,29 трлн, в 2022-м – на 2,1 трлн. При этом доход от нефтегазовой отрасли сократится. В 2020 году он упадёт на 5% и, несмотря на последующий рост, останется ниже уровня текущего года. Но не потому, что снизятся цены на углеводороды, просто нефтяники и газовики будут платить меньше, а все остальные – больше.
По данным российских экспертов, предложенный Минфином бюджет положительно отразится на нефтедобывающих компаниях, нефтепереработке и транспортировке. Компании, имеющие наиболее мощный административный ресурс, получают льготы в индивидуальном порядке.
Как известно, на реализацию нацпроектов будут изысканы средства из внебюджетных источников – 7,7 трлн рублей. Это практически ведёт к увеличению показателей выручки компаний, которые там задействованы. К числу этих компаний относятся практически все госкорпорации и лидеры отраслей, действующие в плотной кооперации с ними.
Сырьевым компаниям новый трёхлетний бюджет принесёт снижение налоговой нагрузки. А вот доходы, которых недосчитается правительство, планируется компенсировать сборами с бизнеса и населения, которое платит косвенный налог. Всего с народа и бизнеса сдерут 2,22 трлн рублей. Изъята эта денежная сумма будет с помощью внутреннего НДС, акцизов и налогов на прибыль.
Обнуление экспортной пошлины и налоговый манёвр в сырьевой сфере принесут в бюджет 1,1 трлн рублей. Акцизы на топливо возрастут, что отразится на нефтегазовых компаниях. Все эти фокусы уже привели к тому, что «ЛУКойл» торгует российским бензином в Казахстане по цене 24 рубля за литр, а с соотечественников дерут 50 рублей с лишним!
Точно оценить влияние бюджета на сырьевые компании сложно. В 2019 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета снизилась за семь месяцев до 41,7%, в то время как за семь месяцев 2018 года она составила 44,6%. Главным образом это произошло из-за повышения ставок НДС.
Проект бюджета предполагает значительное снижение уровня дополнительных нефтегазовых доходов (с 3,2% ВВП в 2019 году до 1,6% в 2022-м). Следовательно, не произойдёт наращивание общей фискальной нагрузки на отрасль.
Около 1,2 из 2,2 трлн рублей Минфин планирует собрать в виде налогов на внутреннее производство (внутренний НДС, акцизы, налог на прибыль, ввозные пошлины). Это затронет розницу – компании X5 Retail Group, «Магнит». Крупнейшие импортёры вин и другого алкоголя в России – Simple, Beluga Group, Roust и друие, вероятнее всего, повысят цены на продукцию. Рукотворная инфляция пойдёт вверх!
В итоге увеличение сборов ляжет на плечи населения в виде роста цен на услуги и продукты. Здесь уместно вспомнить, что инфляция поднимется значительно, а вот индексация пенсий будет только на 3%, как заложено в бюджете.
Тем не менее, как полагает Минфин, финансирование нацпроектов вырастет на 10% – до 1,982 трлн рублей в 2020 году, до 2,217 трлн в 2021 году и до 2,692 трлн в 2022 году. А все не использованные в этом году на нацпроекты деньги перенесут по тем же направлениям на следующий. Однако эти средства получены путём перераспределения средств между отраслями, а не как дополнительные. К тому же если просуммировать все затраты на нацпроекты, то к 2024 году 26 трлн не получится!
На втором месте по расходам – национальная оборона с расходами 3,1 трлн в 2020 году. На третьем – экономика (2,638 трлн в 2020 году). Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвёртом месте – 2,458 трлн рублей, и замыкает пятёрку направлений здравоохранение – 1,022 трлн. О каком развитии экономики можно говорить, если финансирование экономики и силовых структур почти одинаковое?
Жаль созданных руками советских людей заводов и фабрик. При таком руководстве не выжить им, и приговорили их к уничтожению российские правители всех мастей.
К сожалению, зацепились они за Россию крепко, не свернёшь! И укрепляются бюджетными деньгами, которые лучше бы потратить на школы и больницы. Объём расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности президента составит 42,7 млрд рублей. В 2020 году на эти цели планируется направить 13 млрд 851 млн рублей, в 2021-м – 14 млрд 191 млн, в 2022-м – 14 млрд 625 млн. В бюджет 2019 года было заложено на эти цели 11,1 млрд рублей.
Но это не всё! На содержание администрации президента РФ в проекте бюджета заложено 13,7 млрд рублей в 2020 году, 14 млрд в 2021-м и почти 14,5 млрд в 2022-м. Объём финансирования управления делами президента РФ составит примерно 9,1 млрд рублей в год.
Таким образом, президент со своей администрацией потребляют более 27 млрд рублей в год, в то время как правительство – 7,5 млрд, или почти в 4 раза больше правительства. Вопрос: кто является истинным правителем России?
Власть защищается. Колоссальные средства предусмотрены в бюджете 2020 года на правоохранительную систему и гостелевидение, свёрстанном под шум протестных акций в Москве. Если в 2019 году на правоохранительную систему и внутреннюю безопасность было отписано 1,39 трлн рублей, то в следующем – уже 1,46 трлн.
В проекте бюджета расписаны затраты российской казны на следующие три года. Шестая часть ежегодных расходов, или более 3 трлн рублей, осталась засекреченной, что не позволяет с достоверной точностью определить качество бюджетных разработок.
Однако и без того всё понятно! Перед нами разыгрывается спектакль под названием «Национальные проекты». Все действующие лица известны, и концовка просматривается отчётливо. Нет только мальчика, который бы крикнул: «А король-то голый!»
Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый зампредседателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, секретарь ЦК КПРФ.