Если гора не идёт к Магомету…

  • Posted on: 17 December 2015
  • By: koms
Рубрика: 

…то Магомет идёт к горе. Сие иносказание вполне применимо к ситуации, описываемой в письме, присланном в нашу газету брянским краеведом, исследователем и общественным хранителем усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге Валерией Даниловной Захаровой – лауреатом премии им. А.К. Толстого «Серебряная лира», автором целого ряда книг-исследований о жизни и творчестве гениального поэта и драматурга. О том, что творят брянские власти под видом «реконструкции» и «реставрации» с толстовской усадьбой, «Брянская правда» рассказывала уже не раз. В том числе – и о том, как чиновники «соблюдают» и принцип «не навреди», и законодательство, определяющее необходимость и порядок проведения общественных публичных слушаний. Требование общественности о назначении таких слушаний по поводу «реконструкции» усадьбы Толстого власть просто «не услышала». И тогда неравнодушные общественники «назначили» слушания сами. Как говорится, «инициатива снизу».

Впрочем, предоставляем слово Валерии Даниловне.

Уважаемая редакция!

Ваша газета неоднократно поднимала проблему уничтожения памятников историко-культурного наследия в селе Красный Рог путём так называемой «реставрации». Тему пагубного отношения к восстановлению усадьбы А.К. Толстого и церкви Успения освещали и другие СМИ. Но ни на одну публикацию ответа чиновников, от которых зависит судьба этих памятников, мы не получили. Будто газет они в руки не берут и в Интернет не заглядывают. Тогда мы послали пять публикаций начальнику облдумы, ведающему культурой и СМИ, с просьбой прокомментировать их. Но он отправил эти статьи другому чиновнику из областного правительства, где они безответно и сгинули.

Ещё больше обращений было направлено общественниками в многочисленные чиновничьи инстанции. По заведённой в сегодняшнем нашем государстве порочной системе все жалобы без рассмотрения отправляются тому, на кого жалуешься. В нашем случае – в департамент культуры. Там, как и в других ведомствах, сидит человек на госкормушке и под копирку штампует так называемые ответы на им же самим выдуманные вопросы, чтобы показать видимость реагирования, а на самом деле создать канитель.

Так, на заявления общественников, направленные в разное время в две разные инстанции, пришли ответы от зам. губернатора А. Коробко и директора департамента культуры Е. Кривцовой с совершенно одинаковым двухстраничным текстом, отштампованным писарем под названием «исполнитель». Выходит, что начальник, подписывающий галиматью, не несёт за неё ответственности.

Бывают исключения, когда ответственный чиновник ради забавы решит поиздеваться над просителем. Обратились недавно общественники в думский комитет по культуре с просьбой помочь организовать встречу их представителей с начальниками по культуре, чтобы те выслушали их замечания по коррупционному проекту восстановления усадьбы, а в ответ получили такой перл: «Вопросы, связанные с подготовкой музея-усадьбы к празднованию юбилея Толстого, остаются на контроле комитета». Словом, мы ему про Фому, а он нам – про Ерёму.

Председатель облдумы В. Попков не удостоил своим вниманием наше заявление, а главный в областном правительстве начальник по культуре А. Коробко оказался вообще недосягаем.

Исчерпав все возможности быть услышанными, представители общественных организаций по защите историко-культурного наследия «Наш город», «Клуб любителей истории родного края» и инициативной группы «В защиту А.К. Толстого» решили в рамках завершающегося Года литературы ознакомить своих коллег с двумя проектами восстановления толстовской усадьбы. Доклады поручили специалистам, чтобы на их основе принять необходимые решения. Пригласили и начальников, упорно не желающих идти с нами на контакт. На всякий случай.

Дело встало за помещением. Обратились с этим вопросом в Брянское отделение Союза писателей РФ. Им-то сам бог велел не только крышей поделиться, но и принять активное участие в таком важном для литературного сообщества деле, как сохранение мемориала знаменитого земляка, классика русской литературы. Заручившись поддержкой, разослали приглашения.

И тут первым нанёс удар в спину главный литературный начальник В. Сорочкин: за сутки до мероприятия категорически отказал в предоставлении помещения, объяснив отказ тем, что сам он в назначенный день куда-то уезжает, а ключ от помещения не может доверить никому из своей писательской братии.

Возникла, казалось, неразрешимая проблема: в течение дня найти другое помещение и оповестить всех приглашённых. И тут на выручку пришло областное отделение КПРФ, предложив свой актовый зал, а затем и Н.Д. Руденок. Мы выбрали последний вариант, так как предполагалось собрать на слушания немногим более десятка участников.

Каково же было наше удивление, когда один за другим стали прибывать начальники со своими подчинёнными, и мест в арендованном зале не хватило. Особенно переусердствовал ректор БГИТУ В. Егорушкин с «группой поддержки» из числа студентов, которого мы даже не приглашали, поскольку его организация выступает лишь субподрядчиком у некоей фирмы ЗАО «НИНЭ» и вопросов не решает. Но именно он сходу начал «делать погоду» своими агрессивными нападками на организаторов собрания.

Прежде всего, его заинтересовало, где мы добыли проект реконструкции объектов усадьбы, подтвердив тем самым, как тщательно скрываются от общественности материалы проекта. Есть что скрывать? Но поскольку мы были связаны обещанием не называть имени человека, предоставившего материал, то В. Егорушкин объявил его «фальшивкой». Не вызвала у него доверия и графическая часть проекта концепции, размещённая на сайте краеведческого музея. Он явно не был заинтересован в диалоге, пытаясь сорвать слушания, приструнить своего подчинённого, профессора А. Городкова, который вёл это собрание.

В ответ на вопрос, как департамент культуры мог поручить разработку такого ответственного проекта студенту вечернего отделения, ректор принялся урезонивать профессора, чтобы тот «не акцентировал на этом факте внимание и не распространял слухи». Хотя о Р.В. Прокопишине размещена открытая информация на сайте МАРХИ, который он закончил летом этого года, успев «потрудиться» 2,5 года над проектом уничтожения памятника культуры.

Не сомневаюсь, что теперь профессору А. Городкову не избежать гонений. В подвластном В. Егорушкину заведении это широко используемый приём к сотрудникам, по собственной инициативе участвующим в общественных мероприятиях. Даже меня, более трёх десятков лет трудившуюся в этом заведении, господин Егорушкин запретил пускать в БГИТУ, заявив на собрании, что он «выполняет распоряжение президента В. Путина по борьбе с терроризмом», чем вызвал смех в зале. Так я в свои 80 лет оказалась террористкой ИГИЛ. Воистину, от великого до смешного – один шаг.

Причина бурной реакции субподрядчика на нашу попытку разобраться в состряпанном безграмотном проекте очевидна. В её основе лежит бизнес-интерес, никакого отношения к сохранению культурного наследия не имеющий. На кону – миллионы рублей, которые надо успеть до юбилея Толстого во что бы то ни стало «освоить» и «присвоить», то есть сделать их своими. Поэтому территория усадьбы напичкана спортивными площадками, детским городком с фонтанами, песочницей, беседками, катком, эстрадой. Мемориальные здания перестраиваются под нужды туристов.

Настораживает фраза в контракте: «благоустройство парка». Благоустройство, а не восстановление. Судя по немыслимой тропиночно-дорожной сети, опутавшей парк на плане Прокопишина, этому мемориальному объекту специально уготована гибель и превращение в обычную парковую зону отдыха.

Оно и понятно. По документам парк является федеральным памятником, на который планируется пустить миллион рублей. Поэтому так тщательно скрывают от нас проект, разработанный БГИТУ.

На фоне проходившей битвы по проекту странно выглядела позиция заказчика – областного краеведческого музея, три представителя которого во главе с В. Алексеевым за два года дискуссий не проронили ни слова.
Руководитель департамента культуры Е. Кривцова пыталась убедить нас в открытости её ведомства для общественности. Но почему-то до сих пор проекты по усадьбе тщательно скрываются от общественников, вынуждая последних добывать их всевозможными путями.

Главное – нам удалось показать и доказать бредовость и преступность проекта, ведущего к уничтожению общенационального памятника культуры. Какие действия предпримет департамент культуры, нам неизвестно. Мы же примем своё решение…

Валерия ЗАХАРОВА.

Опубликовано в № 49 (1053) газеты «Брянская правда» от 11–17 декабря 2015 года.
Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет