Грабёж продолжается. Новые идеи правительства о реформировании пенсионной системы
В пятницу, 28 сентября, в газете «Ведомости» был опубликован материал, в котором (со ссылкой на федеральных чиновников) говорится об обсуждаемых в правительстве планах дальнейшего реформирования пенсионной системы. На этот раз речь идёт об изменении формулы расчёта страховых пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы. При этом есть все основания полагать, что в результате этих изменений будет окончательно отброшена ключевая норма об индексации пенсий по уровню инфляции. Это откроет дорогу к значительному сокращению размера пенсии в реальном выражении.
ЕСЛИ КТО думал, что начатое новым правительством реформирование (по сути, разрушение) пенсионной системы ограничится принятым на прошлой неделе в окончательном виде законом о повышении пенсионного возраста, то он сильно заблуждался: у нашего правительства в запасе ещё много «интересных» идей о том, как бы собрать с народа побольше денег. Одна из них — это постепенное сокращение реального размера пенсий в результате отмены механизма индексации пенсий по инфляции, который был жёстко определён в пенсионном законодательстве 2013 года.
Первая атака на механизм индексации пенсий по инфляции случилась уже через год после принятия указанных законов: в 2016 году размер пенсий и стоимость пенсионного балла были проиндексированы лишь на 4%, при том что официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12,9%. Тем самым реальный размер пенсии уменьшился примерно на 9%.
Однако тогда власти ещё не решались говорить об отмене самого требования об индексации пенсий по инфляции. Недоиндексация пенсий изображалась как временная мера, вызванная исключительно тяжёлым финансовым положением государства; более того, через год все пенсионеры получили единовременную выплату пять тысяч рублей, которая объявлялась как компенсация за неполную индексацию пенсий в 2016 году. Понятно, что эти пять тысяч рублей и близко не компенсируют те деньги, которые пенсионеры недополучили из-за неполной индексации, а будущие пенсионеры вообще не получили даже такой символической компенсации сокращения стоимости своих пенсионных баллов в реальном выражении. Но власти тогда хотя бы попытались сделать вид, что действующее пенсионное законодательство имеет для них какое-то значение.
Следующий шаг на пути отказа от принципа индексации пенсий по инфляции — это только что принятый закон о повышении пенсионного возраста. В нём требование индексации пенсий и пенсионных баллов по инфляции отменяется на период 2019—2024 годов, а вместо него в закон вписаны конкретные значения стоимости пенсионного балла и величины фиксированной выплаты в указанные годы. Это подаётся как большое благо, которое люди получают от государства в качестве компенсации повышения пенсионного возраста, поскольку закреплённые законом цифры эквивалентны индексации пенсий на более высокий процент (7,0%, 6,6%, 6,3%, 5,8%, 5,5%, 5,4% в 2019—2024 годах соответственно), чем официально прогнозируемый властями уровень инфляции (порядка 4% на весь период).
Но здесь тоже есть лукавство, ведь уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы уровень инфляции будет значительно выше, чем нынешние официальные прогнозы, поскольку в последние месяцы появилось много дополнительных инфляционных факторов. Наиболее очевидные из них — это грядущее повышение НДС и уже начавшееся падение курса рубля. Нынешний «отскок» курса до 65—66 рублей за доллар не должен никого вводить в заблуждение. Это временное явление, вызванное удачным сложением нескольких краткосрочных факторов: в первую очередь, рекордно высокой ценой нефти и сравнительным «затишьем» на развивающихся рынках.
При определённых сценариях развития событий (весьма вероятных!) может даже оказаться, что инфляция в период 2019—2024 годов превысит заложенные в указанном законе проценты индексации пенсионного балла. Однако в законе такая ситуация не предусмотрена, и, следовательно, при инфляции, превышающей указанные выше значения (7,0, 6,6 и т.д.), пенсии и стоимость пенсионного балла опять будут недоиндексированы.
Заменяя законодательное требование об индексации по фактической инфляции на индексацию на некоторый заранее установленный процент, власти хотя бы сделали вид, что это всё делается на благо народа — для увеличения реального размера пенсий. Но теперь, когда закон о повышении пенсионного возраста принят, о приличиях можно уже не заботиться. Именно так надо понимать информацию о новых инициативах правительства в области реформирования пенсионной системы.
Речь идёт об изменении формулы расчёта пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы. Подобное предложение уже звучало и ранее (в частности, вице-премьер Татьяна Голикова высказывала его ещё в июне этого года), но сейчас это уже не инициатива отдельного чиновника, а мера, серьёзно обсуждаемая в правительстве. Более того, «Ведомости» приводят слова анонимного правительственного чиновника, который объясняет необходимость отмены балльной системы следующим образом: «Балльная формула содержит дисбаланс: пенсионный балл индексируется по уровню инфляции, что в долгосрочной перспективе приводит к завышению пенсионных обязательств…» Иными словами, рассматриваемая правительством реформа расчёта размера пенсий должна будет «избавить» пенсионную систему от принципа индексации по инфляции, в результате чего реальный размер пенсий будет постепенно уменьшаться, и тогда систему можно будет сбалансировать.
Приведённое высказывание правительственного чиновника шокирует не только своей античеловеческой сущностью (а как ещё можно расценить утверждение, что в России пенсии растут слишком быстро?), но и полной безграмотностью. На самом деле в мировой практике считается, что индексация пенсионных прав по уровню инфляции в долгосрочной перспективе приводит к занижению пенсионных прав. Дело в том, что в страховой системе пенсия — это компенсация утраченного заработка, а в большинстве стран в среднем зарплаты растут выше инфляции; их рост может отставать от инфляции в периоды кризисов, но это сравнительно короткие периоды, а на горизонте десятилетий средний рост зарплат обычно превышает инфляцию. Поэтому в мире «лучшей практикой» считается индексация пенсионных прав по среднему уровню заработной платы в экономике или по какому-либо другому параметру, связанному с динамикой заработных плат, но иногда используется и индексация по инфляции, или некоторая комбинация индексации по инфляции и по уровню заработной платы. Показательным примером является Великобритания, где ежегодная индексация пенсий идёт по максимуму из трёх величин: потребительская инфляция, рост средней зарплаты и постоянная величина 2,5%.
Пока мы не знаем никаких подробностей о том, что готовит нам правительство в пенсионной сфере. Но по последним событиям видно, что власть потеряла всякий стыд и готова на всё.
Татьяна КУЛИКОВА. Экономист.