«Мы идём – долой оковы!» 18 марта – День Парижской Коммуны
День Парижской Коммуны отмечается трудящимися всего мира в ознаменование победы 18 марта 1871 года первой пролетарской революции.
Решение отмечать 18 марта, как первую успешную попытку рабочих взять политическую власть, было принято 20 февраля 1872 года Генеральным советом 1-го Интернационала. 23 мая 1880 года по призыву французских социалистических газет в Париже состоялось первое шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез. С тех пор ежегодно в последнее воскресенье мая у Стены коммунаров проходят митинги парижских трудящихся.
В период своего пребывания в Париже в традиционном митинге регулярно участвовал В.И. Ленин.
В России до 1917 года День Парижской Коммуны отмечали на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций – впервые он широко начал отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции в марте 1923 года объявил День Парижской Коммуны своим праздником.
18 марта 1871 года над Парижем рабочими и солдатами было поднято красное знамя, которое стало символом первой в мировой истории пролетарской революции.
Парижская Коммуна была блоком пролетарских и мелкобуржуазных революционеров, среди которых были представители самых разных политических течений. Но Парижская Коммуна сделала то, что раньше не удавалось никому. Она разрушила старый государственный строй, создав на его месте государство нового типа, которое стало первой формой диктатуры пролетариата.
Парижская Коммуна распустила постоянную армию и полицию и вооружила народ, создав Национальную гвардию, установила максимальный уровень зарплаты чиновников, приравняв его к зарплате квалифицированного рабочего, отделила церковь от государства. Новая власть была построена на принципах выборности, ответственности и сменяемости всех должностных лиц, коллегиальности управления.
Коммуна предприняла ряд мер по улучшению жизни па-рижан, запретила произвольные штрафы и незаконные вычеты из зарплаты рабочих, служащих, ввела обязательный минимум зарплаты, организовала рабочий контроль над производством на крупных предприятиях и т.п.
Такие коренные перемены в пользу трудового народа вызвали остервенение у зажравшейся буржуазии во главе с её главным «паханом». Королевский Версаль бросил на подавление Коммуны громадные силы. Уже 2 апреля версальские войска напали на передовые позиции коммунаров, расположенные на подступах к Парижу. Это было неожиданностью для Коммуны, члены которой были уверены, что можно будет избежать гражданской войны.
Коммунары сражались с подлинным революционным героизмом. Особенно прославились боевой отвагой артиллеристы у заставы Майо, бойцы заставы Терн, защитники форта Исси. Женщины не отставали от мужчин, подростки – от взрослых.
«Мы идём – долой оковы!
Власть рабочим и права!
Мы поём – и будет снова
Совесть чистая жива!
Кровь полотнища штандарта,
Верой светятся глаза,
Пушки грозного Монмартра,
Небо – будто бирюза.
Мы умрём не ради славы,
Смерть в бою нам не страшна
Веселее, коммунары!
Здравствуй, алая весна!», –
гремело над баррикадами. Даже враги Коммуны были вынуждены признать, что версальцы имеют дело с храбрым противником.
Увы, слишком неравны были силы… После более чем двухмесячной героической борьбы Па-рижская коммуна пала. В майских боях погибли многие видные деятели Коммуны, мужественно сражавшиеся с врагом до последней минуты. В их числе были Делеклюз и Домбровский. Варлен после жестоких издевательств был расстрелян. Верморель, тяжело раненный на одной из баррикад, умер в версальской тюремной больнице…
Семь дней уличных боёв в Париже вошли в историю Франции под названием «майской кровавой недели». Версальская военщина творила в эти страшные дни неслыханно жестокую расправу над трудящимися Парижа. Убивали после мучительных пыток не только деятелей Коммуны, не только её бойцов, но и мирных жителей, считавшихся её сторонниками. «Чтобы найти что-либо похожее на поведение Тьера и его кровавых собак, – писал Карл Маркс, – надо вернуться ко временам Суллы и обоих римских триумвиратов. То же хладнокровное массовое избиение людей; то же безразличное отношение палачей к полу и возрасту жертв; та же система пыток пленных; те же гонения, только на этот раз уже против целого класса; та же дикая травля скрывшихся вождей, чтобы никто из них не спасся; те же доносы на политических и личных врагов; то же равнодушное избиение людей, со-вершенно непричастных к борьбе. Разница только в том, что римляне не имели митральез, чтобы расстреливать пленных толпами, что у них не было «в руках закона», а на устах слова «цивилизация».
Поражение Парижской коммуны, её достижения, ошибки и просчёты стали большим уроком для всего левого движения. Для прогрессивного движения всех стран парижская весна 1871 года стала той неудачей, на уроках которой нужно учиться.
Великой Октябрьской социалистической революции во многом удалось избежать поражения благодаря двадцатилетней работе большевистской партии, которая собрала в единый кулак пролетарские, солдатские и крестьянские массы, не допустила ненужных споров и пустых дискуссий, организовала мощную Красную Армию.
Увы, в конце 20-го века мы сдали Родину пятой колонне предателей практически без боя. И посадили себе на шею зажравшихся олигархов с их «паханами»… История нам даёт уроки, на которых мы обязаны учиться!
По материалам интернет-сайтов.
P.S. Из Обращения женевских рабочих к парижским коммунарам
8 апреля 1871 г.
…Ваша борьба, в которой вы рискуете жизнью во имя всеобщей свободы, за равноправие всех против господства немногих, за науку против невежества и суеверия, за плоды труда против грабительской капиталистической системы, за братство и мир против вражды и войны между народами, короче – за развитие и благо человечества, против национально-политического и социально-экономического классового и расового строя, является также нашей борьбой; это борьба пролетариев всего мира…
Братья в Париже! Даже если вам, несмотря на всё напряжение сил и кровавые жертвы, суждено пасть под тяжестью превосходящих сил противника, лжи и вероломства, то и тогда это послужит началом борьбы за мощную, всеобщую революцию, которой выпала историческая миссия открыть новую социальную эпоху, и которая, несмотря на все ошибки и промахи, не может быть уничтожена, а, вопреки всем временным поражениям, вновь и вновь будет подниматься – до тех пор, пока не сможет утвердиться на вечные времена…
Опубликовано в № 11 (1168) газеты «Брянская правда» от 16 марта 2017 года.