«Мы категорически против такого бюджета». В.А. Ганзя и М.В. Щапов выступили в Госдуме
21 ноября, предваряя пленарное заседание Госдумы, перед журналистами выступили член Комитета ГД по бюджету и налогам М.В. Щапов и член Комитета ГД по бюджету и налогам В.А. Ганзя.
М.В. Щапов:
– Уважаемые коллеги!
На этой неделе мы фактически завершаем бюджетный процесс в Государственной думе. Позавчера был принят во втором чтении бюджет страны на 2020 год, сегодня будет в третьем чтении скорректирован бюджет на 2019 года.
В адрес обоих документов было много критики.
Позиция нашей партии была неоднократно изложена Геннадием Андреевичем Зюгановым и нашими коллегами в выступлениях.
Я не буду повторяться и хочу сосредоточиться на одной конкретной сквозной для всего бюджета проблеме.
Уже не первый год мы фиксируем систематическое неисполнение обязательств государства перед гражданами.
Счётная палата привела шокирующие цифры: 1 триллион рублей может составить объем неисполненных расходов бюджета в 2019 году.
Эта сумма постоянно растет. По итогам 2016 года неисполненные расходы составляли 220 млрд рублей, а в 2018 году – уже почти 800 млрд.
Вот буквально несколько примеров невыполнения уже взятых государством на себя обязательств.
Предоставление жилья для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним.
И в 2019, и в 2020 году на исполнение этого обязательства заложено 5 млрд рублей.
В очереди все еще стоит 190 тысяч семей. Люди ждут выполнения обещаний уже 15 лет.
Исходя из текущего финансирования последняя семья в очереди получит жилье почти ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ!
Депутаты поднимают этот вопрос уже много лет. Я сам вносил поправку об увеличении финансирования уже трижды.
Но пока мы видим только крайне спорные предложения от Правительства по решению этой проблемы.
Жилье для ветеранов боевых действий.
По признанию самого же Правительства его до сих пор не получили больше 15 тысяч ветеранов, которые встали в очередь еще до 2005 года!
Люди, которые проливали кровь за страну, ждут исполнения государством своих обязательств больше 15 лет.
В бюджете на 2020 год заложено 2 млрд рублей.
Исходя из текущего финансирования ветераны будут ждать жилье еще шесть лет.
Это постыдная ситуация. А поправки, направленные на увеличение финансирования отклоняются думским большинством.
Санаторно-курортное лечение для ветеранов и инвалидов.
В 2020 году на это заложено 5,5 млрд рублей. Однако этих денег хватает менее чем на 40% путевок.
В итоге ветераны войны и боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды вынуждены ждать своей очереди по 4-5 лет.
Это позорная и бездушная практика, которую необходимо прекратить.
Сделать это можно, просто увеличив финансирование на 15 млрд рублей. Но наши поправки снова были отклонены парламентским большинством.
Охрана, восстановление лесов и борьба с лесными пожарами.
По лесным регионам объем финансирования не доходит даже до 30% от необходимого.
Результат такой политики: растущая с каждым годом площадь лесных пожаров, и объемы незаконной рубки.
Денег не хватает на все: на лесных инспекторов, на достойные зарплаты, на лесопатрульную и лесопожарную технику, на ГСМ и запчасти, даже на питание пожарных во время вахты в лесу.
Мы предлагали увеличить финансирование на 2020 год до нормативных показателей, но снова не получили поддержки у правительства и думского большинства.
Очевидно, что на словах бороться с лесными пожарами и незаконной рубкой хорошо умеет много кто, но реальные действия по решению этих проблем просто блокируются.
Средства на поддержку производителей сельхозтехники.
Крайне важные расходы, которые позволяют поддержать наше сельхозпроизводство на нужно уровне.
В этом году промышленные предприятия в соответствии с нормативными документами правительства продолжили поставки техники для сельхозпроизводителей на льготных основаниях, хотя лимиты средств были выбраны еще 3 октября.
При прошлой корректировке бюджета 2019 года была принята поправка, по которой выделено дополнительно 3,5 млрд рублей и за это можно только поблагодарить всех причастных.
Но на сегодняшний день не хватает еще 3 млрд рублей.
Ситуация прямо ставит под угрозу проведение весенних полевых работ в связи с падением производства сельхозмашин.
Но мы не видим, чтобы эта проблема как-то решалась в рамках обсуждаемых корректировок бюджета 2019 года.
На всех этих конкретных примерах хорошо видно что неисполнение государством своих обязательств является систематическим, масштаб его огромен, а Правительство не может предложить выход из ситуации.
Мы предлагаем альтернативный подход.
Для начала необходимо определиться с принципиальной позицией. Обязательства государства перед гражданами должны исполняться в полном объеме и в разумные сроки.
Доверие людей – главный капитал государства. Он дороже резервных фондов, стратегических планов, госпрограмм и национальных проектов.
Необходимо его возвращать.
Для этого необходим полный анализ исполнения всех обязательств государства перед гражданами и анализ методик расчета затрат на исполнение этих обязательств.
Он должен проводиться с привлечением аудиторов Счетной палаты, правоохранительных органов, органов власти регионов, экспертов, депутатов.
В противном случае наше государство продолжит невыполнять обязательства перед своими гражданами, никакого доверия между ними и органами власти не будет и при первых же серьезных экономических и бюджетных проблемах мы столкнемся с сильнейшим кризисом доверия в стране.
Спасибо за внимание!
В.А. Ганзя:
– Заканчивается работа над бюджетом 2020 года и последующих двух лет. Давайте подведем итоги не в цифрах, а в тех результатах, которым должен способствовать бюджет на последующие три года.
Фракция КПРФ будет категорически против этого бюджета. Первая причина – низкие темпы роста экономики, которые сможет обеспечить будущий бюджет. По сути, роста никакого нет. Что такое 1,3 процента? 2020-м году – 1,7 процента.
При таком росте мы не сможем выполнить ту грандиозную задачу, которая сегодня стоит перед страной. Задача – войти в пятерку ведущих экономик мира. С таким бюджетом мы в эту пятерку не войдем.
Инфляция – 3-4 процента. На 2020 год инфляция – 3 процента. Мы не согласны с теми методами, которые использует наше правительство, чтобы обеспечить такой низкий уровень инфляции.
Дело в том, что эта инфляция достигается исключительно за счет уменьшения расходных обязательств в регионах.
Ни заработные платы, ни пенсии сегодня не позволяют говорить о том, что расходные обязательства выполняются в том объеме, который сегодня необходим нашим гражданам. Вот это вторая причина.
Третья причина – это рост реальных доходов населения. По сути его нет. Происходит падение. Уже 6 лет. 2020 год не станет исключением. Потенциал, который заложен бюджетом, не позволяет увеличить реальные располагаемые доходы населения.
В итоге мы имеем падение доходов населения. И полностью свертывание потребительского спроса.
К чему это ведет? Это ведет к стагнации экономики. Этот бюджет обеспечивает вот этот порочный круг. Из него есть выход, если правительство прислушается к нашим рекомендациям. И к нашей программе выхода из кризиса.
В противном случае при таком серьезном внешнем давлении нас ждет печальное будущее.
Скажу про государственные программы. Программный метод формирования бюджета уже доказал свою несостоятельность. Программы не эффективны. И Счетная палата не раз это подтверждала.
Показатели в этих программах размыты и не конкретны. Это означает, что эффективность исполнения государственных программ будет крайне низкой.
Ну не приживается у нас программно-целевой метод. Давайте будем использовать другой метод для формирования бюджета.
Национальные проекты должны решать вопросы повышения благосостояния граждан. Но уровень исполнения 19-го года по нацпроектам – чуть более 50 процентов. Каким будет исполнение в 20-м году – трудно сказать. Нас не устраивает софинансирование по нацпроектам.
Обещали регионам, что будет софинансирование на уровне 95-98 процентов. Но по факту регионы обманули.
В прошлом году разрекламировали Фонд развития. Где он сегодня в бюджете? Даже этот фонд не упоминается.
Возьмем комплексную программу развития сельских территорий. Село требует повышенного внимания. Но получит ли село в 20-м и последующих годах это внимание?
Программы «Земский доктор» и «Земский учитель», программы развития по селу – они все вошли в комплексную программу развития сельских территорий.
Деньги одни и те же, программы – разные. Учтены эти деньги в разных программах. Кого мы обманываем? Зачем мы это делаем?
За такой бюджет голосовать нельзя.
Сегодня нашли десять регионов-реципиентов. Им будет оказана дополнительная финансовая поддержка. А что будет с другими регионами, у которых близкие показатели? Ведь они могут загнуться.
Сегодня нужно перераспределить налоговую базу, пересмотреть межбюджетные отношения. В этом бюджете наши принципы никак не обозначены.
Бюджет формируется по тем же принципам, что и в предыдущие годы. Регионы будут испытывать недостаток финансовых средств.
За такой бюджет мы голосовать не можем. Бюджет должен решить две проблемы. Развитие экономики, увеличение благосостояния наших граждан. А все вместе – развитие региона. Но ни одна проблема не решается. Поэтому наша фракция будет категорически против такого бюджета.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.