«Партизанский» дуб… под навлинской «липой»
Вот уже и 69 лет нашей Великой Победе. И чем дальше она – тем активнее разгорается кое у кого зуд мифотворчества вокруг героических и трагических событий того времени…
Это, в общем-то, понятно. Невозможно сфабриковать ложь в условиях, когда живы тысячи очевидцев. Но время неумолимо – уходят из жизни непосредственные участники тех событий. С уходом военного поколения может окончательно исчезнуть, если хотите, ген победителей, что создаёт реальную опасность утраты значения той Победы, её настоящего смысла.
Это мы и наблюдаем. За последние двадцать с небольшим лет почти всё, чем мы могли в истории России по праву гордиться, было оплёвано и высмеяно. В конце 80-х – начале 90-х лет прошлого века нам начали «открывать» «настоящую правду» о Великой Октябрьской Социалистической революции. И появился некий праздник-уродец под названием «день согласия и примирения» – непонятно кого и с кем… А затем праздник попросту ликвидировали, сделав «чёрным днём календаря». К тому моменту уже не было в живых поколения революционеров, участников и свидетелей тех событий. И, как оказалось, вместе с их уходом из жизни погас и революционный огонь…
Настаёт самое время мифотворчества уже и в тематике, посвящённой Великой Отечественной войне. Правда, действующая власть не может пока подобрать «альтернативу» Дню Победы, а посему не готова ещё отказаться от эксплуатации военной тематики. Не всегда последовательно, неуклюже, а порой и не совсем адекватно, представители власти всё же пытаются демонстрировать своё почтение и уважение к победе в Великой Отечественной войне, к её ветеранам. При всём при этом «имеет место быть» тенденция выхолащивания ведущей роли Коммунистической партии и лично И.В. Сталина в достижении победы над фашистской Германией. На торжественных мероприятиях, посвящённых событиям Великой Отечественной, мы не услышим упоминаний ни о советском народе, ни о Компартии, ни о Сталине. Создаётся такое впечатление, что война была бессубъектная, а победу в ней одержал абстрактный «народ-победитель»…
В то же время власть то и дело начинает бубнить о какой-то «десталинизации», по своему усмотрению инициирует введение уголовной ответственности за «пропаганду», «упоминание» и «отрицание». На самом деле эти потуги вызывают обратный эффект. Как пример, странный человек по фамилии Медведев Д.А., пребывая в роли Президента России, в 2009 г. создал не менее странную, чем он сам, «комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Одно название чего стоит! Получается, что фальсификации вообще-то допустимы, главное чтобы они не наносили, на взгляд Нано Анатольевича, вреда России. Он хоть, несчастный, понимает, что сам и есть – воплощение вреда, которое только возможно?
Правда, уже в начале 2012 г. Димон своё нежизнеспособное детище упразднил. То ли нечего больше фальсифицировать, то ли всё, что можно, уже сфальсифицировано... Вот и попробуй понять и просчитать этих персонажей, создающих всевозможные комиссии, советы, открытые правительства и прочую чушь. А между тем, хотят ли того наши сидельцы за Кремлёвской стеной или нет, но уже многие процессы в стране происходят помимо их воли и желания. По всей вероятности, всё идёт к тому, что им скоро будет уже не до каких-то новомодных трактовок событий Великой Отечественной войны.
Самое немаловажное, что искажение исторических событий, их фальсификация зачастую происходит за государственный счёт. Формат настоящей публикации не позволяет мне заострить внимание на многих соответствующих фактах, в том числе получивших распространение в печатных изданиях. Остановлюсь только на кино, да и то вкратце. В качестве образчиков стоит привести такие низкохудожественные киноподелки, как «Штрафбат», «Сволочи», «Сталинград» и целый ряд других современных «шедевров». На мой взгляд, будь жив Геббельс, авторов этих творений уж точно без должного внимания и кинопремий не оставил бы… (В порядке небольшого отступления: и мы ещё удивляемся разгулу бандеровщины в некогда братской республике?)
В продолжение темы нельзя не заметить, что в стране «развитых» рыночных отношений военная тематика приобретает свойства товара. Одним словом, становится чем-то вроде товарного бренда. Исходя из этого, лавочники, с целью извлечь как можно больше прибыли, пускаются во все тяжкие, забывая об элементарной совести. В 2009 г. лавочник Александр Крюков посчитал, что нет ничего зазорного и постыдного в производстве им туалетной бумаги «Партизанская». Да ещё с фотографией известного брянского символа-памятника… В его понимании – это всего лишь «удачный маркетинговый ход».
В прошлом году отличился соратник Н.В. Денина, небезызвестный на Брянщине Б.М. Бадырханов. Одно только перечисление должностей и статусов Бийгиши Мухтаровича займёт несколько строк. Одним словом – «ум, честь и совесть нашего времени». Напомню, что в честь 70-летнего юбилея освобождения Брянщины от нацизма местный мясокомбинат «Царь-Мясо», принадлежащий семейству Бадырхановых, нарядил тушки поросят в костюмы советских партизан времён Великой Отечественной войны. Местом демонстрации этого «творчества» была выбрана многолюдная Свенская ярмарка. Так руководство мясокомбината решило подчеркнуть подвиг наших предков и «уважение» к их героической победе. Ну, а то, что на выставке тушки свиней нарядили в непонятную одежду, и это назвали «партизанами», да ещё приурочили к юбилею освобождения Брянска – просто «волнующее зрелище». Для мусульман свинья – самое грязное животное. Вот такое уважение к нам от тех, чьи «деды тоже воевали, мамой клянусь». Денин, разгуливая, по традиции, со свитой меж калашных рядов ярмарки, «по близорукости» умудрился это безобразие не заметить.
Ладно, всё спишем нашим возрастным пацанам на их трудное детство, деревянные игрушки и, конечно, на издержки «старорежимного» образования. Они ведь и вправду ни в чём не виноваты. Хотя, если серьёзно, проблема не в том, что один вырос в ауле Джаванкент, а второй в деревне Домашово. Они просто такие…
Всё, о чём я выше говорил, всего лишь преамбула к теме, обозначенной в названии статьи. Самое время возвратиться к нашим «дубам» из Навлинского района.
На снимке: есть, где власти водить хороводы…
В год 70-летия освобождения Брянщины в моём Навлинском районе не менее «творчески» обыграли тему партизанского движения. Нет, у нас, на первый взгляд, вроде бы ничего особо не фальсифицировали. И даже не изобретали, подобно отцу и сыну Бадырхановым, оскорбительных «товарных знаков». Навлинские чиновники решили отличиться на «благородном», по их мнению, поприще – прославлении района посредством улучшения его привлекательности. Но и в этом случае без спекулятивных начал не обошлось. Навлинский район почти официально заслуженно именуется районом Партизанской Славы. В преддверии юбилейной даты командирами района были осуществлены действия, направленные на усиление уникальности первоначального бренда. По замыслам наших доморощенных «краеведов», вся уникальность должна была заключаться в дубе-великане, произрастающем на территории Навлинского района. Анонимные «специалисты» из районной администрации первоначально «накрутили» возраст этому дереву в 550 лет. Затем, правда, снизили возрастную планку на два века…
С начала 2013 года через областные информационные порталы и печатные издания запускается информация о данном дубе, который начинают величать не иначе как «Партизанским». Указом губернатора от 26 марта 2013 года № 270 дуб, произрастающий в окрестностях села Глинное Салтановского сельского поселения, объявлен памятником природы областного значения. Это вполне благое и разумное решение. Этим актом и надо было ограничиться. Но оказалось, что это всего лишь начало. Неизвестно кем придумывается и запускается в оборот легенда о дубе. Дескать, в годы войны на данном дубе был оборудован наблюдательный пункт партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам». Этого показалось маловато, и последовало дополнение – дуб превратился ещё и в «публичное место казни партизан и местных жителей». Вешали их фашисты на ветвях…
Вот такая, дух захватывающая, история. Это при том, что в ней нет ни одного слова исторической правды…
И колесо завертелось. У «Партизанского дуба» появились места отдыха с беседкой и привалом, декоративно украшенными в русском стиле. Из средств массовой информации стало известно, что инициатором и главным инвестором проведения данного мероприятия являлся руководитель ООО «Транслес», он же заместитель главы Навлинского района, он же заместитель секретаря местного отделения партии «Единая Россия» Андрей Богатиков. Разумеется, население не забыли просветить, что всё это – «в рамках реализации партийного проекта «Историческая память». «Единым ансамблем» с «Партизанским дубом», по замыслу проектантов, выступает расположенный в 300-х метрах от него засохший дуб – «Дуб скорби», который должен символизировать смерть, страх и разрушение, напоминание о минувшей войне.
Ну, а управлением по туризму департамента культуры Брянской области, совместно с администрацией Навлинского района, тут же был создан микротуристический кластер «Вокруг Партизанского дуба».
День 20.09.2013 г. стал кульминацией районных мероприятий, связанных с празднованием 70-летия освобождения Брянщины, которые вылились в гуляния у «Партизанского дуба» с участием губернатора, многочисленных партийных бонз, членов депутатского и чиновничьего корпуса, а также представителей творческого сословия. В массовке – все остальные… Своим участием в этом мероприятии Денин Н.В., по задумке организаторов, выполнил функцию «Знака качества». Мол, не может быть мистификации в том, в чём принимает участие губернатор. На деле же вышел ремейк Пушкинского «У лукоморья дуб зелёный», где вместо кота учёного – наш Брянский губернатор «просвещённый».
Возможно, кто-то из читателей упрекнёт меня в ерничестве. Что, мол, плохого в том, что в районе было благоустроено ещё одно публичное место? От себя хочу сказать, что я совсем не против того, чтобы окружающий мир был краше и уютней. Но надо понимать, что помимо гламурного лоска есть духовные ценности, которые и отличают нас от животных. В данном же случае мы имеем дело со спекулянтами, которые «впаривают» нам идеологический и нравственный контрафакт. Тем самым, можно сказать, глумятся и над историей, и над нами. Мы же должны расплатиться за это изуродованным сознанием. То, что нас банально разводят, неоспоримый факт. Не только организаторам, но большинству участников этих «торжеств» прекрасно было известно, в какой мистификации они принимают участие. Но никто не соизволил поправить наших «милых обманщиков», предпочтя безвольно водить хороводы у дуба.
Необходимо заметить, что и без всего этого ненужного «огламуривания» взрослому населению района известно, что село Глинное было одним из центров партизанского сопротивления в Навлинском районе. 25 февраля 1942 г. в селе состоялось совещание командиров партизанских отрядов с участием знаменитых С.А. Ковпака, А.П. Сабурова, А.Ф. Фёдорова и других… Принимал участников совещания и непосредственно в нём участвовал местный житель, командир отряда им. Кирова – М.Ф. Терехов.
«Краеведам» из Навлинской районной администрации должно быть известно и то, что в мае 1943 г., при проведении карательных операций, фашисты учинили в окрестностях с. Глинное жестокую расправу над отступающими партизанами и местными жителями. Это место увековечено памятниками – слава Богу, без разбивки шатров и установки беседок.
Я это к тому, что не надо «для придания особого колорита» придумывать нелепые истории о «расстрелянных у дуба» и «повешенных на его ветвях» партизанах. Необходимо просто не забывать реально имевшие место события тех лет, в том числе и трагические. Но нам, подобно попугаям, вдалбливают мысль, что «Партизанский дуб» потому «Партизанский», что в годы войны использовался бойцами партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам» в качестве наблюдательного пункта, что не соответствует действительности. Во-первых, в годы войны дуб находился в границах деревни Нивки, впоследствии исчезнувшей с карты района. Во-вторых, для оборудования на нём наблюдательного пункта он не подходил при всём желании, поскольку располагается во впадине. Это равносильно тому, что использовать колодец в качестве пункта слежения за подводными лодками...
Справедливости ради стоит отметить, что в действительности есть в районе дуб, который можно назвать «Партизанским». Находится он в 2-3-х километрах от дуба-великана, в труднодоступном месте. Именно у этого дуба, расположенного в окрестностях бывшей деревни Заложье, и происходили расправы над плененными партизанами и местными жителями. Это место увековечено памятником погибшим воинам-освободителям и партизанам. Но пропиариться-то нынешней власти надо было. Вот и навыдумывали историй, связанных с партизанским движением.
Если же возвратиться не к партийному пиар-проекту «Историческая память», а к реальной исторической правде и памяти, то районная власть забыла о месте стоянки партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам». Навлинцам это место известно как «Партизанская землянка». Причина «забвения», по всей вероятности, в том, что колёсами лесовозов, принадлежащих их же однопартийцам, напрочь убит подъезд к «Партизанской землянке». Да и само место не настолько гламурное, особо не располагает к гулянке. То ли дело новое место «поклонения»: дуб, речка, солнце…, одним словом – есть, где погулять и порезвиться.
…Тут вот Владимир Путин назвал Победу в Великой Отечественной войне событием, представляющим духовные скрепы нашего народа и служащим укреплению национального единства...
Ну, и о каких «духовных скрепах» и «национальном единстве» мы можем после этого говорить с устроителями хоть и безобидной, на первый взгляд, но всё же мистификации? Тем более, с учётом того, что начальники района с недавних пор нарочито демонстрируют свою приверженность православным ценностям. Как всё это вяжется с поклонением ими же самими вымышленному деревянному идолу? Многоверие какое-то получается…
А, может, мы стали свидетелями зарождения какой-то новой тенденции? Или – новой религии – «по-навлински»?
Впрочем, это уже совсем другая история...
Сергей СТРУЧКОВ,
п. Навля.
Опубликовано в № 19 (971) газеты «Брянская правда» от 8–15 мая 2014 года.