Побег с «острова дьявола»… Подвиг группы Девятаева
То, что произошло ровно 75 лет назад, 8 февраля 1945 года, можно смело назвать удивительным чудом и примером невероятного многократного везения. А можно не менее смело назвать силой духа советского человека. В этот день советский лётчик М.П. Девятаев совершил вместе с другими узниками побег из немецкого концлагеря Пенемюнде на угнанном ими бомбардировщике «Хейнкель-111».
История Второй Мировой войны знает немало примеров удачных побегов из германского плена. Но таких героических, дерзких и воистину уникальных – не было. Десять голодных, измождённых военнопленных захватили немецкий самолёт-бомбардировщик Heinkel-111 и смогли поднять его в воздух. Летящий к линии фронта самолёт нёс на своём борту не только отчаянных беглецов, но и военные тайны об «оружии возмездия Третьего Рейха», имевшем аппаратуру слежения и контроля полётов знаменитых немецких ракет Фау...
***
Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в с. Торбеево Пензенской губернии, в семье крестьян, где он был 13-м ребёнком. Окончив в 1933 году семилетку, Миша поехал в Казань поступать в авиационный техникум. Но из-за проблем с документами вынужден был поступить в речной техникум. Параллельно стал заниматься в Казанском аэроклубе. Потом было Оренбургское авиационное училище. Летом 1939 года он получил диплом лётчика-истребителя.
На фронте Девятаев служил в дивизии знаменитого А. Покрышкина и к лету 1944 года считался опытным лётчиком-истребителем. На его счету было 9 сбитых самолётов врага. Пять раз сбивали его самого.
13 июля 1944 года Девятаев участвовал в воздушном бою. В районе Львова его самолёт был подбит и загорелся. Лётчик успел выпрыгнуть с парашютом, но во время прыжка ударился о стабилизатор самолёта и приземлился в бессознательном состоянии на территории, занятой противником.
Так Девятаев попал в плен и очутился в Лодзинском лагере военнопленных. Среди них находились и военные лётчики, с которыми Михаил стал планировать побег. 13 августа 1944 года они совершили попытку бежать из лагеря, сделав подкоп. Но были пойманы и отправлены в лагерь Заксенхаузен в статусе «смертников». И он бы сгинул в этом страшном месте, если бы не первый случай судьбоносного везения – лагерный парикмахер из числа заключённых заменил Девятаеву его нашивку смертника на лагерной робе. Накануне в нацистских застенках умер узник Григорий Никитенко, который в мирной жизни был школьным учителем. Его нашивной номер, срезанный парикмахером, не просто спас жизнь Девятаеву, но и стал его пропуском в другой лагерь, с более «лёгким» режимом – у городка Пенемюнде, который был расположен на острове Узедом в Балтийском море.
Вот оно, второе везение – хвалёный немецкий педантизм где-то дал сбой, не заметив подмены, эсэсовский фильтр пропустил пилота, склонного к побегу, на сверхсекретный ракетный центр полигона Пенемюнде. Здесь Германия разрабатывала, производила, запускала и испытывала своё знаменитое «оружие возмездия» – крылатые ракеты Фау-1 и баллистические Фау-2.
Военную базу Пенемюнде на острове Узедом немцы называли «заповедником Геринга». А вот у заключённых было другое название – «остров дьявола». Каждое утро его узники получали наряды на работу. Тяжелее всех приходилось аэродромной бригаде: военнопленные таскали цемент и песок, замешивали раствор и заливали им воронки от налётов британской авиации. Но именно в эту бригаду рвался «учитель Никитенко». Он хотел быть поближе к самолётам! Их вид, близость с громадной силой всколыхнули мысль о побеге.
И Михаил начал готовить побег. На свалке подбитых и неисправных самолётов Девятаев изучал их фрагменты, пытался вникнуть в конструкцию незнакомых бомбардировщиков, внимательно осматривал приборные панели кабин, стараясь понять, как запускаются двигатели, как включать оборудование – ведь счёт времени при захвате пойдёт на секунды.
И вот тут Девятаеву в очередной раз подфартило и весьма курьёзно: немецкий пилот, пребывая в добром расположении духа, сам показал «дикому варвару» и «недочеловеку», как «арийские небожители» запускают моторы у летающей машины.
Поднять в воздух многотонный пятиместный бомбардировщик одному измождённому заключённому было не под силу. Нужна была команда. Михаил стал присматриваться к людям и подбирать из них самых надёжных. Так он познакомился с Иваном Кривоноговым и Владимиром Соколовым. Именно эта тройка и стала ядром будущего дерзкого экипажа из 10 военнопленных. Работая на аэродроме, узники стали примечать все подробности его жизни и распорядка: когда и как заправляют самолёты, как и в котором часу меняется охрана, когда экипажи и обслуга идут обедать, какой самолёт удобнее всего для захвата. После наблюдений Михаил остановил свой выбор на Хейнкеле-111 с именным вензелем на борту «Г.А.», что означало «Густав-Антон», который чаще других взлетал на задания. И после приземления его сразу же заправляли снова. Этот самолёт узники стали называть «наш Хейнкель».
7 февраля 1945 года команда Девятаева решилась на побег. Убив конвоира, группе из 10 советских военнопленных удалось захватить бомбардировщик. За штурвал самолёта сел Девятаев. Вдогонку за угнанным самолётом бросился немецкий истребитель, пилотом которого был обер-лейтенант Гюнтер Хобом – опытный лётчик-ас. Однако его задачу усложняло то, что никому не было известно, каким курсом полетит угнанный самолёт. Случайно обнаружившему «Хейнкель» другому немецкому асу, летевшему с задания, не хватило боеприпасов, чтобы сбить угнанный самолёт.
Пролетев более 300 километров, «Хейнкель» достиг линии фронта, но попал под обстрел советских зениток. Пришлось срочно заходить на посадку в районе польской деревни Голлин, где в то время базировались артилеристы 61-й армии. Девятаев доставил советскому командованию стратегически важную информацию о военном полигоне и засекреченном испытательном центре на Узедоме. Эти сведения позволили провести успешную воздушную атаку на Узедом. Больше германские ракеты с базы Пенемюнде в воздух не поднимались.
Девятаева и его товарищей поместили в фильтрационный лагерь НКВД. Вскоре они были признаны благонадёжными и вернулись на службу.
С сентября 1945 года Девятаев сотрудничал с Главным конструктором баллистических ракет С.П. Королёвым. Участвовал в создании первой советской ракеты Р-1.
В ноябре 1945 года Девятаев уволился в запас. Позднее он стал одним из первых испытателей и командиров экипажей отечественных судов на подводных крыльях – «Ракета» и «Метеор». 15 августа 1957 г. благодаря ходатайству С.П. Королёва ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, медалями.
24 ноября 2002 года М.П. Девятаев скончался в Казани, где прожил всю жизнь. Он был похоронен на Арском кладбище, где находится мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.
По материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 6 (1265) газеты «Брянская правда» от 7 февраля 2020 года.