Резервация для народа? Келейно не вышло!
Резервация для народа?
Недавно в Трубчевском Доме культуры прошло собрание жителей города, на котором рассматривался один вопрос: быть или не быть в нашем районе национальному парку.
По озвученной информации, национальный парк «Придеснянский» площадью 65 тыс. га планируется создать на территории Трубчевского и Навлинского районов. Протяжённость русла Десны в его границах – около 80 километров. Директор заповедника «Брянский лес» А. Никитенков соловьём разливался, обещая собравшемуся народу все мыслимые и немыслимые блага, которые прольются на него при создании этого нацпарка. А мы понимаем это так: это очередной узаконенный нашими продажными властями захват земли под бизнес. В Трубчевском районе уже созданы охотугодья для богатых людей. Поселок Солька – это владения господина Медведя, восседающего нынче в кресле заместителя главы администрации Брянска, посёлок Парубы – тоже владения частного лица. Наше Трубчевское охотобщество просто лишается всех прав. Ни поохотиться, ни порыбачить – за всё придется платить. А главные враги природы нашей – это олигархи и толстосумы, которые захватили власть и не знают, чем ещё утешиться. Им охота и рыбалка открыты в любое время года и в любом месте. А для того, чтобы мы, простые охотники и рыболовы, не видели этого, они и принимают решения о создании «национальных парков». Для кого в Чухраях, посреди заповедника, выстроены коттеджи, бани, подвесные дороги и другие развлечения? В первую очередь – для министра Донского и его семьи, который недавно отдыхал там аж целых три дня, и где под баньку, водочку и коньячок директора заповедника Никитенкова, а также Шпиленка, и был решён вопрос создания данного парка.
Сейчас пока это все творится только в заповеднике, а при создании парка олигархи построят в нашем маленьком трубчевском лесу коттеджи, гостиницы и бани во всех населённых пунктах и в самых красивых местах, куда нам и нашим детям вход будет просто запрещён. А этот лес – поилец и кормилец простых жителей Трубчевска. Здесь мы охотимся, рыбачим, собираем грибы-ягоды, здесь отдыхаем. Ибо не по карману нам нынче заморские курорты. Мы, можно сказать, родились и выросли на реке, у многих имеются моторные лодки. А при создании нацпарка на них будет наложен запрет. Да и охотиться и отдыхать можно будет только в строго отведённых для простого люда местах – «от сих до сих», на специальных платных стоянках. А не хватит там места для машины или нечем заплатить – сиди дома! Местные жители, которые захотят самовольно посидеть с удочкой или в лес по ягоды сходить, будут отлавливаться и штрафоваться. Как сказал на встрече директор «Брянского леса» Никитенков, «будем приучать местных жителей к туризму».
Люди добрые! Да не туристы мы на своей земле! Мы здесь родились и выросли. Мы её жители. И мы не желаем, чтобы нам за деньги показывали землю наших предков, могилы расстрелянных и сожжённых заживо фашистами отцов, матерей, стариков и детей наших. Мы не хотим, чтобы за нашей спиной ходил надзиратель из нацпарка. А хотим тишины и спокойствия в нашем лесу, чтобы там пели птицы и гнёзда вили соловьи, а не коршуны, не стервятники и разное воронье из Брянска! А то получится так: с правой стороны Десны – «Мираторг» и колючая проволока, с левой – парк, а мы все – в КОНЦЛАГЕРЕ!!!
У каждого есть свой выбор. Мы свой выбор сделали – нам не нужен этот нацпарк!
ветеран труда, п. Бороденки Трубчевского района.
Гостей, приехавших в Трубчевск для проведения в тиши районной библиотеки «круглого стола» по вопросу создания нацпарка «Придеснянский», встречала целая толпа взволнованных горожан. «Не надо встречаться келейно! Пойдёмте в зале Дома культуры — все хотят слышать», – заявили трубчане. Приезжим пришлось повиноваться.
Кто же приехал «пробивать» нацпарк? Разумеется, представители заповедника «Брянский лес» – инициаторы создания нацпарка. А в подкрепление себе они взяли одиозные фигуры областного начальства: товарища-господина Подобедова и господина Климова.
Встреча проходила бурно, обстановка накалялась, и радетели за нацпарк имели жалкий вид. Лейтмотивом выступления трубчан были слова старой советской песни: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим!» «Подобедовшая» нелестными репликами делегация уехала несолоно хлебавши.
Всё же богат до сих пор Трубчевский край! Как на него только ни зарились! Ещё в 2006 г. пытались «пробить» нацпарк на этих землях, но натолкнулись на практически единодушное неприятие этой затеи трубчанами. И вот, спустя 8 лет, вопрос вновь оказался на повестке дня, и борьба вокруг него, судя по всему, предстоит нешуточная.
А 21-го марта по инициативе общества охотников и рыболовов в ДК состоялось ещё одно собрание трубчан, посвящённое идее нацпарка. Зал был набит битком, люди стояли в проходах – яблоку негде было упасть. И единодушно высказались: «Национальному парку – нет!»
Я убеждённый противник охоты… Таким воспитан с детства – считаю убийство ради забавы высокоразвитых животных (зверей и птиц) преступлением. И уверен, что в коммунистическом обществе на охоту будут смотреть точно так же, как мы нынче смотрим на иные явления Средневековья. Но я реалист, и отдаю себе отчёт в том, что армия любителей охоты в Трубчевском районе велика, и для многих это – любимое увлечение. Пока людей не «перевоспитали», с ними надо считаться, и лишать их всех охотоугодий – попросту взрывоопасно.
А уж рыболовов-то в Трубчевске, веками стоявшем на Десне, – пруд пруди! Для многих рыбалка – и хобби, и подспорье к столу. Но в национальном парке запрещено прибрежное рыболовство. Выходит, человеку нельзя выйти с удочкой к реке и провести там зорьку? Абсурд какой-то. Трубчане веками жили в единении с рекой, она была их поилицей и кормилицей, и перерезать эту живую связь попросту преступно.
Да и без удочки – ни шагу! Людям нельзя будет разбить палатку и развести костёр на берегу реки вне специально отведённых для этого мест. Да ещё и заплати за такое удовольствие!
Нет смысла касаться всех деталей абсурдности, антинародности проекта нацпарка. Вольготно в нём будет лишь буржуям, как доморощенным, так и забугорным, в чьих интересах и спланирован нацпарк. А местное население запретами и ограничениями попросту вытесняют с исконной земли. Ведь идёт война! «Холодная» необъявленная война, цель которой – закабалить русский народ!
Что же касается ООПТ (особо охраняемых природных территорий), то их достаточно для сохранения биоразнообразия края:
1). Заповедник «Брянский лес»;
2). Его буферная зона;
3). Заказник «Скрипкинский»;
4). Заказник «Деснянско-Жеренский»;
5). Заказник «Будимирская пойма»;
6). Воспроизводственный участок «Озеро Солька».
Кроме того, в 2001 г. всё Нерусско-Деснянское полесье площадью 250 тысяч гектаров получило статус биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО (куда только деньги идут, выделяемые на охрану?). А с 2000 г. Нерусско-Деснянское полесье и пойма реки Десны между г. Трубчевском и пос. Белая Берёзка объявлены Ключевыми орнитологическими территориями международного значения (сам участвовал в подготовке документов). Что же ещё нужно? К чему здесь ещё и нацпарк? Что, биорезерват нельзя как дОлжно охранять?
«А судьи кто?» – вопрошал грибоедовский Чацкий в фамусовском обществе. А вот трубчан сейчас интересует вопрос: кто они, радетели и проектировщики национального парка? Формально – это сотрудники заповедника «Брянский лес», хотя за их спинами угадываются образы иных сил. А что представлял и представляет собой коллектив «Брянского леса», социум, так сказать?
Как уже приходилось недавно писать в «Брянской правде», 6 лет я проработал в брянском заповеднике, вкладывая (ещё раз повторюсь) в работу всю свою душу. Но был внезапно уволен – потому что подготовил научный труд, в котором указал свою фамилию, и не позволил его единолично присвоить бывшему директору И. Шпиленку. Я отвёз рукопись в издательство, и меня уволили – «за прогул». Было это в 1995 году. Ещё раньше, в 1993 г., из заповедника буквально изгнали известных деятелей охраны природы и заповедного дела Ел. Н. и Евг. Н. Коршуновых. А какой задел оставили они в научном отделе! «То, что случилось в «Брянском лесу», я до сих пор не могу вспоминать без боли», – писала мне Елена Николаевна в 1999 году из Керженского заповедника. Орнитолог «Брянского леса» С.М. Косенко (кандидат биологических наук) дважды судился с руководством заповедника за право работать. Оба процесса выиграл! Но каково ему теперь трудиться? Ну, и т. д. И как назвать после этого сей «социум», где все друг с другом грызутся и судятся, как не сборищем пауков в банке? И ведь не стыдятся сотрудники заповедника нести «нравственность» в массы, «сеять разумное, доброе, вечное»… А вот имеют ли они на это моральное право?
Какая бы мерзость ни произошла в «бандитском заповеднике» «Брянский лес» (как выразился однажды московский эколог Е.А. Симонов), у заповедника всегда находятся «рупоры», рапортующие только о его «достижениях». В их числе оказался, к сожалению, и журналист А.Т. Нестик. Очень удивляюсь: неужели так очаровал его молодой Игорь Шпиленок, что журналист никак не может расстаться с иллюзиями. Вот и недавно пропел осанну национальному парку «Придеснянский»… Это вместо того, чтобы разобраться в сложном клубке проблем – и природоохранных, и социальных, и политических. Увы, видать не случайно в наших краях уважаемого журналиста давно уже называют «апологетом Шпиленка»…
А апологет кого сам Шпиленок? Лоры Вильямс, гражданки США, приехавшей в середине 90-х годов в «Брянский лес» и развившей там бурную и сомнительную деятельность по «экологической пропаганде»? Хотя о компетенции Лоры он однажды высказался сам: «Она сосну от берёзы не отличит». Осталось выяснить, чей апологет (или агент влияния) Лора, чтобы цепочка была ясна. Уж не ЦРУ ли? Многие в Трубчевске в этом и не сомневаются. Ведь всюду идёт глобализация по-американски. А тут пограничье с Украиной, стратегический Брянский лес, который бы весь с удовольствием хапнул крупный капитал.
Цель охраны природы – сохранение природы, а отнюдь не бизнес. А для того, чтобы сохранить, вовсе не обязательно «огораживать угодья колючей проволокой» и на каждом повороте реки ставить по автоматчику. Главное – с ранних лет воспитать человека настоящим гражданином, любящим природу, стремящимся к гармонии с ней, трепетно относящимся ко всему живому. И здесь помогут книги Бианки, Сетона-Томпсона, Кервуда, Троепольского и многих других выдающихся писателей-натуралистов. И личный пример родителей, педагогов… Кстати, в советское время многое делалось в этом направлении. А нынче, в ушедшем «году охраны окружающей среды» в Трубчевской средней общеобразовательной школе им. Пушкина даже упразднили предмет «Экология», когда-то введённый в учебную программу директором-коммунистом Е.М. Хворостининым.
Никакие запреты, никакие национальные парки не научат людей доброте, гуманности, без чего охрана природы превращается в фетиш!
Опубликовано в № 13 (965) газеты «Брянская правда» от 28 марта — 3 апреля 2014 года.