Слово Церкви: «Дело Ленина не умрёт с его телом…»
19 января 1924 г. в Москве, в Большом театре, открылся XI Всероссийский съезд Советов. В зале присутствовало более полутора тысяч делегатов. В повестке дня съезда находились важнейшие вопросы хозяйственной жизни страны: переход к лучшим формам землепользования и развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве; дальнейшее улучшение условий и охраны труда в промышленности и на транспорте; борьба с безработицей и ликвидация неграмотности; рассмотрение и утверждение бюджета РСФСР; наконец – доклад о союзной Конституции и разработка новой Конституции РСФСР.
Траурное шествие за гробом В.И. Ленина на пути из Горок к железнодорожной станции Герасимовка. 23 января 1924 г. / РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 74.
22 января напряжённая работа съезда была неожиданно прервана. Всероссийский староста М.И. Калинин сообщил трагическую весть – умер председатель Совнаркома В.И. Ленин. Как свидетельствуют очевидцы, в зале послышались испуганные возгласы; в президиуме съезда Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, уронив головы на стол, плакали, как дети. Съезд обратился с воззванием «Ко всем трудящимся», в котором призывал к единству и сплочённости. Заседания съезда были прерваны на неделю. Руководители партии и государства спешно направились в подмосковные Горки, куда уже стихийно началось массовое паломничество крестьян из ближайших сёл и деревень.
В тот же день, 22 января, насколько позволяют выяснить документы и материалы, первыми из числа религиозных деятелей, откликнувшихся на смерть Ленина, стали представители мусульманских организаций: Центрального духовного управления и соборной мечети Москвы, обратившиеся к Калинину и Каменеву с выражением «глубочайших скорби и соболезнования» по случаю смерти «великого печальника... и вождя всех угнетённых Владимира Ильича Ленина, вдохновителя всего мусульманского мира в борьбе за освобождение от угнетателей». «Пусть легка будет земля великому покойнику. Пусть горячая любовь к нему вечно живёт в сердцах оставшихся», – завершают авторы.
Встреча траурного поезда с телом В.И. Ленина на Павелецком вокзале. 23 января 1924 г. / РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 98.
23 января от станции Герасимовская (ныне Ленинская) в Москву отправился траурный поезд, который вёл официальный паровоз Ленина У-127. За восемь месяцев до трагических событий Ильич был назначен его старшим машинистом. В багажном вагоне N1691 находился гроб с телом покойного. Состав прибыл на Павелецкий вокзал, где был встречен огромной толпой. Отсюда гроб доставлен в Дом Союзов и установлен в Колонном зале, где в течение пяти дней и ночей проходило прощание с усопшим, на которое пришли до полумиллиона человек.
В дни прощания с Ильичом страна погрузилась в атмосферу народной скорби, острого ощущения невосполнимости утраты, повсеместно проходили траурные митинги, демонстрации и иные церемонии, собрания рабочих, крестьян, военнослужащих, студентов, учащихся.
Закрытые сводки ГПУ тех дней содержат различную информацию о настроениях населения. В них можно прочитать не только о тысячах и тысячах вступавших в партию, о клятвах коммунистов и комсомольцев «продолжить дело Ленина», о заявлениях беспартийных крепить союз с партией, но и сведения на религиозную тематику. В частности, сообщалось о богослужениях, молебнах с «поминовением новопреставленного раба Божьего Владимира» при большом стечении народа; о многочисленных случаях, когда крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему «царствия небесного».
24 января Патриарх Московский и всея Руси Тихон и члены Священного Синода при нём – митрополиты Тихон (Оболенский), Серафим (Александров) и Пётр (Полянский) – через газету «Известия» выразили «соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесённой им в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)».
Известно, что к Патриарху Тихону обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Из опубликованной в газете «Вечерняя Москва» беседы корреспондента с патриархом разъяснялась его позиция: «Владимир Ильич Ленин не отлучён от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичём Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души...» В то же время, продолжает он, «я считал бы оскорблением памяти Ленина, его близких и семьи, если бы православное духовенство участвовало в похоронах, ибо Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело».
Почётный и воинский караул, установленный у гроба В.И. Ленина, установленного у гроба на Красной площади. 27 января 1924 г. / РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1 Д. 553.
Стоит напомнить, что для тогдашней советской власти Тихон – это «бывший патриарх». В качестве «законной» власти в Православной Церкви признавался обновленческий Синод. От имени этого «законного» органа в ЦИК СССР, к Калинину, обращался митрополит Евдоким (Мещерский): «с искреннейшим сожалением» «по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнёта на пути полной свободы и самоустроения». «Пусть могила эта родит ещё миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества.
Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для всех, кто желает счастья.
Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианственной душе».
Приводили газеты и мнение Евдокима о Ленине-атеисте. В частности, такие его слова: «В заграничной, главным образом, белогвардейско-эмигрантской прессе Ленин изображался как неистовый гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин относился к верующим в высшей степени справедливо и беспристрастно и боролся только с преступниками в рясе. Те, кто ныне клевещут на Ленина, не оригинальны: они просто повторяют давным-давно «выплеснутое» и тогда же опровергнутое».
Кроме него, к Калинину обращался епископ Антонин (Грановский), возглавлявший обновленческую группу «Союз церковного возрождения» и соболезновавший «неожиданной остановке того сердца, которое билось за трудящихся и бедняков».
Состоявшееся в Московской богословской (обновленческой) академии собрание учащихся и учащих вынесло специальную резолюцию, в которой было «постановлено» «остаться верными высоким заветам В.И. Ленина, отдать свои силы моральному воспитанию верующих масс и проведению в народные массы ... истинной свободы трудящихся».
Обращался с письмом к Калинину и известный обновленческий протоиерей Александр Введенский с присущим ему экстатическим и метафорическим стилем: «Мы, борцы за свободу церкви, верим, что дело Ленина не умрёт с его телом, что та правда Всемирного братства, пророком которого был он, озарит весь мир».
Временный мавзолей с траурными венками. 27 января 1924 г. Фото: РГАСПИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 671.
В дни прощания с Лениным во ВЦИК и ЦИК СССР направили письма-сожаления представители протестантских церквей. Совет Всероссийского союза христиан-адвентистов седьмого дня особенно подчёркивал, что именно при жизни Ленина принята Конституция, провозгласившая «принципы свободы совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды», и выражавшие надежду, что и в последующем «его заветы будут продолжать жить в словах и деяниях» его последователей. А лидер евангельских христиан И.С. Проханов от имени Всесоюзного совета в телеграмме Зиновьеву выразил «глубокую скорбь».
Центральный комитет Свободной трудовой церкви в своём обращении «считает необходимым призвать всех христиански мыслящих идти теми великими путями, на которых путеводной звездой является бессмертно гениальный образ Ленина.
Умер Ильич!
Но Ленин жив вовеки!
Вечная память и вечный покой Освободителю пролетариата от цепей экономического и политического рабства!»
...27 января на Красной площади прошли последние траурные мероприятия, и гроб с телом вождя был помещён в спешно построенное по просьбам трудящихся специальное здание – Мавзолей.
Публикацию подготовили
заместитель начальника отдела РГАСПИ, кандидат исторических наук
Анна КОЧЕТОВА;
главный специалист РГАСПИ, доктор исторических наук
Михаил ОДИНЦОВ.
Опубликовано в № 3 (1262) газеты «Брянская правда» от 17 января 2020 года.