Точка зрения. Борис Лозов: Одурманенные Высоцким
Вчера исполнилось 80 лет со дня рождения советского поэта, певца и актёра Владимира Высоцкого.
Пишу эти строки, ещё не зная, как «преподнесут» нам Высоцкого нынче… Но вспоминается, как помпезно отметили телевизионщики пять лет назад его 75-летний юбилей. Два дня имя Высоцкого буквально не сходило с телеэфира. Пушкину такое «и не снилось»… Видимо, нечто подобное можно ожидать и в этом году. Что, в общем-то, неудивительно. Официальный бум вокруг Высоцкого продолжается уже 30 лет – с того самого момента, как в 1988 году ему посмертно была присуждена Государственная премия. Моя ранняя молодость пришлась как раз на начало этого официального «перестроечного» бума. В чём же причина того, что и сейчас, спустя 30 лет, он не только не ослабевает, но всякий раз раздувается накануне юбилейных дат? Действительно ли Высоцкий – «солнце русской поэзии» подобно Пушкину? Ответ на эти вопросы прост.
Если советская идеология опиралась на колоссальный культурный фундамент, начиная от Радищева и декабристов и включая весь критический реализм 19-го века, в том числе на великих писателей мирового значения, то у творцов новой идеологии никакого культурного фундамента в прошлом нет. Апостолам нынешнего режима нужно найти в культуре предшествующей эпохи хоть что-то, на что можно опереться в угоду своей идеологии. Иначе всем станет очевидно, что они – иваны, не помнящие родства. А на что им опереться? На «подайте бокалы, поручик Голицын»? Несерьёзно... На Пугачёву и «музыкальные» группы по выколачиванию денег из оболтусов? Абсурд... И вот такую опору нынешний режим нашёл в покойном Высоцком, который сам за себя уже постоять не может. Пользуясь тем, что Высоцкий нередко обличал изъяны советской действительности, его преподносят, как самого гениального поэта советской эпохи и как жертву советского мнимого «застоя».
На мой взгляд, и то и другое является ложью, дурманом. Не был Высоцкий никакой жертвой! Никто не мешал ему давать концерты по всей нашей огромной стране, собирать целые стадионы. Никто не запрещал ему сниматься в кино. А если на какую-то роль его не утвердили, так это обычное дело в творческой биографии любого актёра – кому-то ты нравишься, а кому-то нет. Никто также не запрещал Высоцкому играть на сцене столичного театра «На Таганке», хотя из-за его запоев приходилось порой даже отменять спектакли. Но ведь не выгоняли же его из театра – ценили редкий талант и берегли. Другое дело, что у каждого талантливого человека есть завистники, которые всегда рады поставить подножку. Но это было, есть и будет во все времена. И советская система тут ни при чём.
Ах, его не печатали в журналах! Ну а сейчас разве легче не члену Союза писателей пробиться в «толстые» журналы? Ничуть.
Произошла несправедливая подмена: Высоцким как бы перечеркнули всю богатую, могучую, необычайно талантливую советскую поэзию. Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков, Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов и многие десятки других… Блестящая плеяда мастеров поэтического слова! Неужели же один Высоцкий перевешивает, затмевает всех их? Да нет же, нет!
Другое дело, что в творчестве этих поэтов апостолам нынешнего режима, как говорится, «ловить нечего». Да и не по зубам им философские стихи позднего Твардовского или Мартынова. А «считай, по-нашему мы выпили немного» доступно восприятию даже олигофрена.
Отнюдь не умаляю талант Высоцкого. Его «Баллада о борьбе», «Он вчера не вернулся из боя», «Братские могилы» достойны включения в учебники литературы… Однако в обширном песенно-стихотворном наследии Высоцкого далеко не всё равноценно. Многие его песни-стихи, артистично исполняемые, далеки от литературного совершенства. Поэзия Высоцкого в лучших своих проявлениях – это поэзия мужества, борьбы, преодоления, подвига, но… Но она лишена пушкинской гармонии, за которую её создателя можно было бы назвать «солнцем русской поэзии». А в советской поэзии есть и другие светочи.
Сколько времени уже трубят с телеэкрана о Высоцком, и хотя бы раз за последние годы обмолвились о другом выдающемся поэте, трагически погибшем в близкое январское число – Николае Рубцове. Ещё бы! Ведь Рубцов не только сожалел о «разрушенных белых церквах», но тут же и заявлял: «Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны». Ведь это Рубцов с тревогой восклицал: «Россия! Русь! Храни себя! Храни!», как бы предчувствуя чудовищную катастрофу, уготованную России нынешними «почитателями» Высоцкого. «Иных времён татары и монголы» никогда не простят Рубцову его трепетное чувство Родины, его русскость, поэтому о нём – молчок.
Уверен, история ещё даст оценку всей блистательной советской культуре. И Высоцкий – плоть от плоти советской культуры – займёт в ней надлежащее место. Но, полагаю, оно будет, более скромным, чем сейчас.
А самое главное, что апостолы нынешнего режима как будто забывают: будь Высоцкий жив, он, чуткий к любой несправедливости, не молчал бы, убаюканный хвалой в свою честь, – видя, что творится в стране сейчас, он заговорил бы во весь голос.
И тогда его нынешним «горячим почитателям» просто-напросто пришлось бы убрать своего кумира с телеэкрана.
Потому что во многих стихах поэта – наша сегодняшняя действительность:
«…Ложь и зло – погляди,
Как их лица грубы!
И всегда позади –
Вороньё и гробы».
И его укор тем, для кого всё происходящее зашторено фразой: «Моя хата с краю»:
«…Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, –
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!»
Борис ЛОЗОВ,
поэт, лауреат премии им. Н. Мельникова,
сотрудник музея «Трубчевский край литературный».
Опубликовано в № 4 (1161) газеты «Брянская правда» от 26 января 2018 года.