Творец послевоенного Брянска. 105 лет со дня рождения В.Н. Городкова

  • Posted on: 12 March 2019
  • By: koms

12 марта исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых известных брянских архитекторов – В.Н. Городкова. Имя его, прежде всего, связано с восстановлением разрушенного войной города. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги «Творцы послевоенного Брянска. Зодчие 40-50-х годов ХХ века».

Имя заслуженного архитектора России Василия Николаевича Городкова хорошо известно в нашем городе. Более пятидесяти лет активной творческой работой архитектор был связан с Брянском. Здесь в полной мере реализовался его талант архитектора, педагога, реставратора, исследователя истории архитектуры Брянского края...

Постройки Городкова в Брянске давно уже стали неотъемлемой частью лица города, к ним привыкли горожане. Творческий список архитектора огромен – около 120 проектов, из которых более половины удалось реализовать. Взглянуть на них мы можем на улицах и площадях города, а также благодаря изданию книг самого Городкова и недавно вышедшей монографии, посвящённой его творческому пути. Часто все пишущие об архитекторах ограничиваются лишь перечислением всего построенного и спроектированного. Но ведь архитектор – это, прежде всего, творческая личность. Начнём с уточнения истоков и корней творческой жизни мастера.

С раннего детства, проведенного в малом городе Владимирской губернии – Гусь-Хрустальном, Василий обнаружил тягу к рисованию. Истоком любви к рисованию Городков считал «... необъятные седые леса, зелёные луговые истоки лесных речек, торфяные болота с синими очами озёр, серой мглой ненастных дней осени и зимы, с сумерками летних вечеров. Всё это, – вспоминал много позднее сам В.Н. Городков, – было нашим большим и любимым домом, в котором мы жили. Не любить всё это было нельзя». Нет сомнений, что уже тогда, в начальную пору юности, Василий Николаевич вполне владел рядом художественных приёмов, хорошо рисовал с натуры, понимал и чувствовал цвет и перспективу. Свидетельства тому – сохранившиеся рисунки тех далёких лет. Важным моментом являлся и совет отца – каменных дел мастера – Н.А. Городкова, который считал лучшим выбором для сына профессию «главного строителя».

Неудивительно, что в 1933 году В.Н. Городков, успешно выдержавший сложные вступительные испытания, становится студентом Академии художеств. Надо сказать, российская академия впитала в себя опыт старой академической школы, её веками сложившиеся педагогические традиции и творческие искания русских художников и архитекторов. Главным завоеванием и историческим итогом её деятельности стало профессиональное формирование ярких, самобытных творческих личностей.

Особо следует сказать об учителях будущего архитектора. В атмосфере и окружении высокого искусства, царивших в то время в Академии художеств, учителями будущего архитектора-художника были выдающиеся представители ленинградской школы живописи, рисунка и графики: академик Г.И. Котов, знакомивший студентов первого курса с теорией и историей архитектуры, выдающиеся художники и искусствоведы: Н.Ф. Лапшин, Н.Н. Пунин, А.А. Тырса, К.И. Рудаков.

Каждый из этих прекрасных педагогов считал основой всякого искусства рисунок, а также глубокие теоретические знания основ классического искусства. Поэтому Городков смог получить на их занятиях хорошую школу практического рисунка - высокую культуру линии, штриха, формы, композиции. Трудно переоценить и влияние общения с великими учителями на художественное становление и дальнейшее развитие таланта Городкова. Традиции художественного наследия будущий архитектор-художник получал «из рук» учеников великих мастеров прошлого: П.П. Чистякова, В.Е. Савинского, Д.Н. Кардовского, Б.Н. Кустодиева, Е.Е. Лансере... Сохранившиеся учебные рисунки и проекты, выполненные в мастерской профессора И.Г. Лангбарда, свидетельствуют о росте архитектурно-художественного мастерства В.Н. Городкова.

1950-е годы... После окончания Академии художеств и факультета архитектурного усовершенствования при МАРХИ В.Н. Городков был направлен в Брянск, в проектную организацию «Брянскархпроект». За относительно короткий период времени работы (до 1960 года) здесь рождались и воплощались многие замыслы архитектора. Первые постройки Городкова помогли решить труднейшую задачу послевоенного возрождения города - воссоздать на новой основе и в увеличенном объёме потери военных лет, закрепить новыми капитальными зданиями исторически сложившуюся планировку всех районов, наметить масштаб и характер застройки общественных центров города.

Среди первых построек архитектора - клуб в г. Сельцо, дом отдыха в Жуковке, генеральный план г. Севска, кинотеатр в Новозыбкове. В Брянске строится водноспортивная станция на Десне, здание управления лесного хозяйства. В середине 1950-х годов архитектор осуществляет строительством главные свои творения: ансамбль жилых и общественных домов по ул. Фокина (№ 33 и 37), кооперативный техникум, ряд других административных и жилых зданий. Украшением города являются областная библиотека (совместно с арх. А.Э. Фридманом), жилой дом № 24 по проспекту Ленина, здание ЦУМа и др. Активно участвовал архитектор в разработке генерального плана города и проектов детальной планировки центральных улиц и площадей Брянска.

С 1960 года В.Н. Городков переходит на преподавательскую работу в Брянский технологический институт, где посвящает себя делу подготовки инженерно-строительных кадров для города и области. Наряду с педагогической и научно-исследовательской работой архитектор продолжал активно работать творчески. Из наиболее крупных осуществлённых проектов, выполненных в 1960-е годы, - проекты ЦПКиО «Соловьи» (ныне им. 1000-летия Брянска), мемориальные комплексы «Круглое озеро» и «Партизанская поляна», памятники павшим в годы войны на территории области, реконструкция исторического парка в Кокино. В эти годы архитектор активно занимается исследованием памятников архитектуры и ландшафтного искусства, начинает работы по паспортизации памятников, возглавляет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры...

В 1970-е годы Городковым формулируется концепция сохранения историко-культурного наследия Брянска, выдвигается идея создания историко-культурной зоны «Древний Брянск». Василий Николаевич смело выступает за сохранение исторических зданий, памятников культовой архитектуры и фоновой застройки. Итогом многолетней исследовательской работы в области изучения ландшафтной архитектуры и памятников архитектуры города становятся изданные им в тот период книги - «По старинным аллеям» и «Архитектурные образы Брянщины». В 1980-1990-х годах архитектор разрабатывает проекты воссоздания и реализует в строительстве усадебные дома Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого.

Возрождение памятников храмовой архитектуры В.Н. Городков считал первостепенной задачей для исторического Брянска. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт города. Одна из первых работ - реставрация Воскресенской церкви, начатая ещё в 1984 году, в период, когда в СССР никто и не помышлял о реставрации действующих храмов. За период с 1984 по 1993 год В.Н. Городков воссоздает историческую панораму - цепь древнего каменного ожерелья города – Тихвинской (1990 г.), Спасо-Гробовской (1994 г.) и Петро-Павловской церквей. Интересны работы архитектора по реставрации Георгиевской церкви в Супоневе, собора Михаила Архангела в Карачеве, Петро-Павловской церкви в Клинцах и др. По проектам Городкова построены и новые храмы: Преображенская церковь в Дятькове, Никольская – в Сельцо.

В годы активной работы сформировалось творческое кредо мастера: здание, которое проектируется в среде уже существующей застройки, не должно подавлять и унижать соседей, нарушать общего ритма и масштаба сложившейся застройки. Задача архитектора - гармонично и тактично вписать новое здание, продумать его объёмное и образное решение таким образом, чтобы новое строительство велось в полном согласии с уже сформированной градостроительной средой. В рамках этого творческого подхода архитектор проектировал многие здания в городе.

Очень важно для современных градостроителей осознание единства природы и архитектуры. В.Н. Городков считал, что выразительность и величавость архитектурной формы и её способность возвысить душевные достоинства человека могут быть достигнуты только в единении с природой. По мнению архитектора, в застройке Брянска можно было ещё многое улучшить, если сохранить его ландшафт, подчеркнуть его эстетически выразительные формы и силуэты. Этому могла способствовать реализация идеи плавного нарастания этажности застройки от оврагов, превращённых в благоустроенные рекреационные территории, к центральным частям исторического города, отказ от строительства многоэтажных зданий в зоне визуального влияния выразительных рельефных ситуаций. Такой подход к застройке исторического города неоднократно высказывался архитектором, но не был, к сожалению, реализован в застройке Брянска.

Будет опубликовано в № 11 (1219) газеты «Брянская правда» от 15 марта 2019 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
3
Средняя: 3 (1 оценка)