В Петербурге школьнику угрожают отчислением за организацию профсоюза

  • Posted on: 8 December 2018
  • By: koms
Рубрика: 

В Петербурге школьнику угрожают отчислением за организацию профсоюза

На этой неделе гимназия №622 Выборгского района Санкт-Петербурга стала известна на всю страну. Именно там произошло уникальное для современной России явление — около 170 учащихся приняли решение об образовании школьного профсоюза для защиты своих прав. Профсоюз «Ученик» успел провести организационное собрание, принять программы «минимум» и «максимум». Однако администрация гимназии инициативу учащихся не поддержала: собрание профсоюза объявили «незаконной акцией», а идейному вдохновителю организации угрожают отчислением, прокуратурой и психбольницей.

Вдохновлял Ленин!

Инициатор создания профсоюза школьников, ученик 10-го класса Леонид Шайдуров категорически отказывается называть себя руководителем организации. «Мы не лидерская организация, у нас коллективное руководство», — подчеркивает Леонид, — «Профсоюз управляется комитетом, куда входят около 40% от активного числа участников. Все решения принимаются общим голосованием. Я же был всего лишь автором идеи, которая нашла поддержку со стороны ребят».

Леониду всего 16 лет, но в свои годы он имеет багаж знаний, доступный не каждому взрослому. Знакомство с левыми идеями начинал с работ Владимира Ильича Ленина, затем изучал труды Гегеля, Грамши, Ги Дебора, Фуко, Альтуссера, Ильенкова. Вдохновившись, стал принимать участие в акциях протеста, в том числе и против повышения пенсионного возраста. Летом Леонид стал интересоваться деятельностью студенческих профсоюзов, как в России, так и за рубежом. В итоге принял решение попробовать организовать нечто подобное в своей школе. Идея встретила одобрение у школьников.

Идейный вдохновитель профсоюза «Ученик» Леонид Шайдуров

Все серьёзно

В настоящий момент в ряды школьного объединения «Профсоюз «Ученик» вступило около 170 человек. Когда набралась критическая масса — 30 участников — ребята приняли решение провести общее собрание, избрать руководящие органы и утвердить программу действий. Чтобы не нарушать школьный устав, собрание провели после уроков на школьном стадионе.

В программу-минимум общим решением включили требования прекращения практики нарушения регламента проверки знаний и очерёдности уроков: проводить не больше трёх контрольных, самостоятельных или проверочных работ в один день, а также не более двух повторяющихся подряд уроков. Также школьники потребовали смягчить требования к внешнему виду гимназистов: отменить ограничения на цвет волос, аксессуары и украшения, сохранив при этом школьную форму. Кроме того, участники объединения выступили за демократизацию процессов школьного самоуправления — потребовали заменить «неэффективный» совет старост на совет обучающихся и расширить его полномочия (в настоящий момент, по словам активистов профсоюза, школьникам предлагают лишь выбирать украшения для празднования Нового года). В основу организации ребята заложили принципы демократического централизма.

В программе-максимум школьники настаивают на изменении системы образования. «Меня и моих товарищей не устраивает, что бланки ответов на ЕГЭ не могут показать объективные знания и не демонстрируют потенциал учеников», — говорит Леонид — «Мы хотим взять советский макет для проверки знаний, где школьники сдавали выпускные экзамены, и изменить его под сегодняшние условия».

Также в соответствии с программой-максимум, объединения, подобные «Ученику» должны появиться во всех школах города. В этом направлении ведётся активная работа: ячейка школьного профсоюза уже появилась в гимназии №61, единомышленники нашлись в ряде других образовательных учреждений.

Наказание без преступления

Несмотря на то, что активисты «Ученика» не нарушили ни одного школьного правила (создание ученических объединений, не противоречащих уставу школы не возбраняется), администрация гимназии встретила инициативу школьников в штыки. По словам Леонида, собрание профсоюза объявили «митингом или акцией протеста». На следующий день после собрания, его вызвали в кабинет директора, где собралось всё руководство гимназии. «Она (директор, прим. автора) говорила что-то вроде того, что меня заберёт прокуратура или психбольница, что меня отчислят. Она сказала, что я сектант, экстремист и у меня есть перспектива работать дворником», — утверждает Леонид — «Я решил, что оставлять всё так нельзя, потому что директор начнёт вызывать к себе моих товарищей, что, собственно, и произошло. Их вызывали каждую перемену, запугивали. Некоторые ребята откололись, некоторые, наоборот, закрепились и поняли, что у них есть реальный повод организовываться». Как всегда, репрессивные меры оказались неэффективны: с 30 человек за считанные дни организация выросла до 170.

Ситуация в 662-й гимназии вызвала серьёзный общественный резонанс. Репортаж о деятельности школьников был показан в эфире телеканала «Россия-24», публикации появились в большинстве популярных изданий. Сам Леонид говорит, что никогда не хотел славы, но очень рад, поскольку каждая публикация позволяет рассказать о деятельности профсоюза как можно большему количеству людей. Сожалеет Леонид лишь об одном — интервью сильно сокращают, и неверно расставляют акценты: деятельность профсоюза сводят к борьбе против контрольных, а говорить хочется о реформе образования и классовой борьбе.


Собрание профсоюза «Ученик» на стадионе гимназии №622.

Работать и не бояться!

Несмотря на давление со стороны руководства школы, молодые люди не унывают и сдаваться не намерены. «Уходить из школы я не собираюсь, и оснований для отчисления у администрации нет. Из-за освещения в СМИ наши позиции усилились: только за последние сутки к нам присоединились почти 20 человек», — сообщает Леонид. Также он призвал всех школьников Петербурга не бояться, и смело организовываться в профсоюзы, поскольку на сегодняшний день — это практически единственная легальная возможность улучшить положение учащихся.

Действия «Ученика» встретили одобрение в молодёжной среде города: уже в нескольких школах ведётся активная работа по организации ученических профсоюзов. Не остались в стороне и общественные организации: свою помощь ребятам уже предложили Санкт-Петербургский городской комитет ЛКСМ РФ и независимый студенческий профсоюз «Дискурс». Как отметили в руководстве горкома комсомола, активисты Ленинского комсомола разделяют стремление школьников бороться за свои права. Со своей стороны комсомольцы предложили оказать профсоюзу организационную и информационную поддержку.

Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ

«Ученик»: первые шаги

Кто боится школьного профсоюза?

Может ли простой школьник, не нарушая никаких законов, не эпатируя публику и действуя строго в рамках школьного устава, удостоиться официальных комментариев на свои действия со стороны министерства просвещения Российской Федерации? На первый взгляд, отрицательный ответ на этот вопрос очевиден (у нас серьёзнейшие проблемы замалчиваются годами). Но, оказывается, может, если он начал создавать профсоюз в своей школе и сумел убедить в необходимости вступить в него 170 таких же подростков своей школы, как и он сам, и если к тому же эти дети заявили, что будут добиваться отмены ЕГЭ с помощью забастовок.

КОНЕЧНО, слово «профсоюз» подразумевает объединение по принадлежности к конкретной профессии, по месту работы. Однако в данном случае под этим словом подразумевается объединение с целью защиты своих прав.

Именно такой в широком смысле «профсоюз» создал ученик 10-го класса гимназии №622 в Санкт-Петербурге Леонид Шайдуров в начале ноября. В него вступили 170 человек. Поначалу это были неформальные встречи школьников, которые обсуждали между собой возможность создания такого профсоюза. Цели у новоиспечённых создателей были сформулированы чётко: программа-минимум, программа-максимум, принцип демократического централизма в работе организации. Из уст шестнадцатилетнего школьника рассуждения о преимуществах демократического централизма звучат неожиданно, но именно об этом он заявил, когда история школьного профсоюза получила общественную огласку.

Леонид Шайдуров, комментируя реакцию директора гимназии, сказал: «Она меня считает лидером каким-то, хотя я считаю себя сугубо инициатором этой идеи, которую многие поддержали. Потому что лидерская организация рано или поздно распадается, когда лидер уходит или с ним что-то случается. А если всё построить на принципах демократического централизма, на принципах решения большинства, то это поменяет перспективы организации и её действия».

Программа-минимум школьного профсоюза, получившего название «Ученик», включала в себя требования прекращения практики нарушения «регламента проверки знаний и очерёдности уроков», а именно: не больше трёх контрольных, самостоятельных или проверочных работ в один день, а также не более двух повторяющихся подряд уроков. По словам Шайдурова, эти правила регулярно нарушались. Также ребята хотели, чтобы школа меньше контролировала внешний вид учеников, например, не обращала внимания на серёжки или цвет волос, при этом члены профсоюза не требовали отмены школьной формы.

В один из дней около 40 учащихся упомянутой гимназии встретились на школьном стадионе для обсуждения целей и задач профсоюза, и, судя по дальнейшему развитию событий, данная встреча была воспринята руководством школы как крайне тревожный сигнал. Судя по заявлению для СМИ самого Леонида, собрание организации на футбольном поле руководство школы восприняло как митинг и акцию протеста. После этого его вызвали к директору, сняв с уроков, то есть прервав учебный процесс. «Она говорила, что напишет на меня заявление в прокуратуру, в психбольницу сдаст и я буду работать дворником» — так резюмировал Леонид суть выступления директора.

Администрация, очевидно, не могла знать всех, кто состоит в организации, и, видимо, решила, что это всё старшеклассники. Директор начала выборочно вызывать учеников старших классов и проводить с ними беседы, о содержании которых нетрудно догадаться. В итоге некоторые отказались от участия в профсоюзе.

Хотя даже устав гимназии в данном вопросе на стороне учеников. Так, пункт 3.23 гласит: «В целях учёта мнения обучающихся, родителей и педагогических работников по вопросам управления образовательным учреждением создаются совет обучающихся, совет родителей, могут действовать профессиональные союзы обучающихся и (или) работников».

Однако то, что приемлемо на бумаге, зачастую пугает в действительности. Уже сейчас стало очевидным, что, мягко говоря, непродуманная реакция руководства школы вызвала у подростков только противодействие. Они решили вынести полемику за пределы школы: обратились в СМИ и перешли к более радикальным заявлениям. В ближайшее время члены организации планируют устраивать забастовки с остановкой учебной деятельности, чтобы их услышали. Профсоюз также разработал план-максимум, согласно которому организация хочет выйти на межрегиональный уровень, написать устав, не исключает последовательную борьбу с ЕГЭ путём его бойкотирования, приостановки учебного процесса.

Пока в СМИ не появилось никаких комментариев от администрации школы или Выборгского района, в котором она находится.

В то же время представитель комитета образования Петербурга Д. Борисов подтвердил 4 декабря, что самоорганизация учеников возможна. «Если общественная деятельность школьника не мешает учебному процессу, если не нарушается устав школы, если не нарушаются права других детей на получение образования, он может создавать общественную организацию. И такая деятельность не может становиться причиной для отчисления, — сказал он. — Другое дело, если он будет, например, срывать уроки, призывать других детей прогуливать занятия, бойкотировать выполнение заданий учителей, то к нему поэтапно могут приниматься меры педагогического воздействия и дисциплинарные взыскания: замечания, выговоры. И только если все эти меры не возымели действия, обучающийся может быть отчислен. Но это самая крайняя мера».

Профсоюзная идея десятиклассника дошла до федерального уровня. Министерство просвещения отреагировало своим заявлением: «Министерство всегда поддерживает инициативность учащихся во всех аспектах образовательной деятельности, если она несёт в себе созидательное, а не деструктивное начало. В этом смысле «баррикады» вряд ли способны привести к какому-либо развитию».

Уже сейчас можно сказать, что формально не существующий профсоюз «Ученик» наделал больше шума, чем мощное провластное Российское движение школьников за два года своего существования. Глава петербургского отделения РДШ И. Журавлёва примером Леонида Шайдурова, кажется, не вдохновилась: «Я сегодня прочитала об этом школьнике, ничего подробно не знаю. Не могу ответить на вопрос, поддерживаю ли я создание профсоюза. Надо изучить этот вопрос. Уставы образовательных учреждений допускают создание любых детских объединений, которые не противоречат закону. Практически в каждой школе действует орган ученического самоуправления, который помогает директору решать определённые вопросы. Мы говорим не про оппозицию администрации, а про взаимодействие. Слово «оппозиция» мне не очень нравится».

Ну это-то как раз неудивительно.

Ольга ЯКОВЕНКО, соб. корр. «Правды». г. Санкт-Петербург.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет