Всё хорошо, прекрасная маркиза!?
Год за годом команда губернатора традиционно хвалится выдающимися успехами в социально-экономическом развитии Брянской области. Если верить докладам чиновников, регион твёрдым шагом идёт к процветанию. Однако факты – упрямая вещь. Коэффициент рождаемости в Брянской области по итогам 2024 года составил 6,5 человека на 1000 населения (в 2023 году – 6,9 человека на 1000 населения), коэффициент смертности – 14,3, как и в 2023 году. Коэффициент естественной убыли населения составил 7,8 человека на 1000 населения (в 2023 году – 7,4 человека на 1000 населения). Выходит, что по официальным данным регион депрессивный и идёт ко дну.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЕССИЛЬНА ПЕРЕД ЗАСУХОЙ
Самое успешное в региональной экономике, как принято считать, сельское хозяйство. Однако последние цифры не очень радуют. По информации областного департамента экономического развития, в 2024 году объём производства сельхозпродукции составил 90% к уровню 2023 года, в растениеводстве – 97,5%, на 5,5 % меньше произведено молока. Поголовье крупного рогатого скота сократилось к 1 января 2025 года на 13%, свиней – на 11%, птицы – на 2%. Картофеля собрано 81,7% к уровню 2023 года, причём урожайность упала до 69,6% к уровню 2023 года. Сам губернатор недавно честно признал в своём телеграм-канале, что в 2024 году сельскохозяйственные предприятия Брянской области собрали почти 2 миллиона тонн зерна, что на 20% ниже, чем в предыдущем году. Если даже официальная статистика так выглядит, то реальность, видимо, ещё более удручающая. Что случилось?
По ранее сделанным заявлениям губернатора А. Богомаза, некоторые сельхозпредприятия Брянщины технологически превзошли европейские. Последнее «ноу-хау» – технологии умного земледелия и цифровизация сельского хозяйства, представляющие, по словам руководителя проекта «Умное земледелие» компании МТС А. Смирнова, «широчайшие возможности для сохранения и приумножения урожайности».
Однако цифровизация мало помогла агрохолдингам в минувшем 2024-м неурожайном году, засуха и заморозки оказались сильнее. К слову, датчики, системы ГЛОНАСС, беспилотные комбайны и прочие умные разработки российских ИТ-компаний пока доступны лишь крупным агрохолдингам, для средних и небольших хозяйств это дорогое удовольствие. Вот и гадай: то ли раньше делали приписки, то ли засуха виновата, то ли заморские семена подвели, а может, почвы закислены.
Печальнее другое. В то время как брянские землевладельцы процветают, село вымирает. Запустение сотен деревень по всей области – результат федеральной и региональной политики. Новые хозяева земли закачивают прибыль в карман, а разбитые дороги и хиреющую инфраструктуру скидывают на нищие бюджеты сельских поселений. В то же время часть земель, принадлежащих органам региональной и муниципальной власти, не осваивается, а попросту зарастает и захламляется.
Не бахвалиться, не о цифровизации нужно думать губернатору и правительству области, а о том, как остановить вымирание забытых властью, «оптимизированных» сёл и деревень Брянщины, как вернуть людям рабочие места и наладить их жизнь.
ИНФЛЯЦИЯ РАСТЁТ, ЭКОНОМИКА ЗАМЕДЛЯЕТСЯ
По официальным источникам, годовая инфляция в стране в 2024 году увеличилась и составила 9,52% (в 2023 году – 7,42%). Инфляция в регионе ускорилась, в основном, из-за индексации тарифов на жилищные и коммунальные услуги. Индекс потребительских цен за минувший год составил 108,34%. Только в декабре он вырос по сравнению с ноябрём на 1,35%, сообщает Брянскстат.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в расчёте на месяц по Брянской области в конце декабря 2024 года составила 22 168,65 рублей. В течение 2024 года товары подорожали на 7,9%, причём, продовольствие на – 9,4%, а непродовольственные товары – на 5,91%. А вот индекс потребительских цен на услуги по итогам минувшего года оказался самым большим – 9,6%. Для сравнения, по итогам 2023 года инфляция в Брянской области составила 7,1%. При этом драйвером её роста была опять-таки сфера услуг, где цены по году поднялись на 10,64%. А вот по субъективным ощущениям людей, цены на самое необходимое выросли значительно больше, чем на 10%. По опросам, население фиксирует рост цен до 30%. Очевидно, что жители это чувствуют острее, нежели Росстат и Брянскстат.
Когда же, наконец, инфляция упадёт до обещанных главой Центробанка Набиуллиной 4%? Чёткого ответа у ЦБ нет. Высокая ключевая ставка в 21% душит производство, не давая кредитоваться и наращивать выпуск продукции. Получается замкнутый круг. По словам чиновников, если снизить ставку – инфляция резко рванёт вверх. Оставить, как есть – производство товаров застынет или снизится, опять же, рост инфляции будет, только медленнее. Нарастить производство не выходит – высокая стоимость кредита для производителя. Так что осуществить процветание в отдельно взятой Брянской области никак не получается, и оптимизм брянской власти не совсем понятен.
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС
Ещё один недавно выложенный «козырь» Брянщины – рост темпов жилищного строительства. В первой половине 2024 года объём запуска новых проектов жилищного строительства в Брянской области вырос вдвое по сравнению с предыдущим благодаря программе субсидирования проектного финансирования ДОМ.РФ, запущенной в 2023 году.
Смысл программы – в снижении ставки по кредитному договору, максимум до 5,5%. Провластные ресурсы тут же зааплодировали: ура, Брянщина – лидер в стране по строительству! А уже в первом квартале 2025 года в Брянской области было введено в эксплуатацию 135,9 тысячи квадратных метров жилья, что почти в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2024 года, когда показатель составлял 304,8 тысячи квадратных метров.
Что касается общего состояния строительства в регионе как отрасли, то тоже наблюдается спад.
В 2024 году Счётная палата провела аудит использования в 2021-2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования. Решили, что виноваты программы льготной ипотеки, которые привели к резкому увеличению стоимости жилья на первичном рынке, поэтому их реализация была прекращена.
Между тем, строительный бизнес в погоне за сверхприбылями резко вздул цены на жильё, пользуясь тем, что спрос населения на квартиры в «человейниках» поддерживается льготной ипотекой.
Но и обвальное сокращение льготного кредитования тоже не принесло гражданам ничего хорошего. В результате сейчас одновременно имеют место и очень высокие цены на жильё, и очень невыгодные для заёмщиков условия ипотечного кредитования.
Опять рынок своей невидимой рукой всё отрегулировал?
Да и с застройщиками в Брянске не гладко. В отношении недобросовестного «Монолита», нарушившего права 370 дольщиков ЖК «Мичуринский», уже проводится процедура банкротства, средства на достройку возьмут из бюджета региона. «Домострой», строящий комплекс «Чистые пруды», возможно, ждёт та же процедура.
Проблему недобросовестных застройщиков порождает несовершенство российского законодательства, отсутствие политической воли у власти и коррумпированность чиновников разного уровня. Брянск – не исключение.
ВЛАСТЬ БРОСАЕТ НАРОД НА ПРОИЗВОЛ?
Смысл законопроекта о муниципальной реформе, серьёзно забуксовавшего в Госдуме с 2022 года, – переход от двухуровневой системы местного самоуправления (МСУ) к одноуровневой, то есть речь идёт о ликвидации «низового» уровня МСУ – поселенческого.
Согласно концепции законопроекта, до 2028 года все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их Советы и администрации должны быть ликвидированы.
Сейчас, после принятия нового закона о местном самоуправлении, регионы сами решают, оставлять двухуровневую систему МСУ или вводить одноуровневую.
Лишать народ «низового» уровня власти – значит, поставить в безвыходное положение десятки миллионов граждан, живущих в сельской местности.
Ещё со времен крещения Руси практически всегда существовали сельский сход, общины, дворянское собрание, которые решали ключевые вопросы местного самоуправления, какая бы суперцентрализованная ни была Российская империя; в СССР эту роль выполняли Советы. Теперь решение вопросов местного значения отдаётся на усмотрение губернаторской «вертикали».
Ключевой вопрос реформы – деньги. В её итоге предполагается изъятие 4-х триллионов рублей из «нижнего» уровня самоуправления и передачу их «наверх». Конечно, для региональной власти это возможность контролировать дополнительные «низовые» средства.
Тем временем брянский «Экспертный клуб» ненавязчиво готовит население к новому витку муниципальной реформы, разъясняя что новый закон о МСУ позволит «…распределить полномочия между местным самоуправлением и регионом, а там, где сельсовет стал бессмысленной синекурой, просто ликвидировать его, перейдя на одноуровневую систему».
Дела идут и жизнь легка, скоро всех неэффективных «оптимизируют». Но губернатору с командой особо радоваться не стоит – перспективы обманчивы.
В условиях жёсткой геополитической угрозы устранять «низовую» власть – это порождать бесправие на территории. Как мы уже видели, безвластие в приграничных зонах – весьма тревожная тенденция…
* * *
ИТАК, всё хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем нескольких «пустяков», главный из которых – демографическая ситуация – что-то не очень...
Как и в популярной некогда песенке, за этим фактом стоит чёткая причинно-следственная цепочка. Молодые семьи не спешат обзаводиться детьми, потому что нет у них уверенности в завтрашнем дне. Для их подавляющего большинства покупка своего жилья остаётся недостижимой мечтой.
Убыль населения идёт, в основном, за счёт разорённого агрохолдингами села. Цены на товары первой необходимости растут, а власть, не способная что-то изменить, стремится уйти вверх, подальше от народа...
А в остальном, конечно же, всё очень даже хорошо!
Опубликовано в Информбюллетене «Брянская правда» от 25.04.2025 г.