Как Новый год встретишь…

  • Posted on: 13 January 2019
  • By: koms
Рубрика: 

О самом существенном.

«За этот год мы стали роднее...»

Дмитрий Киселёв в «Вестях недели»

Телеведущий, картинно разводя руками, сделал такой вывод, подводя итоги уходящего года. Кто это «мы»? – я не понял. Со многими, особенно из тех, кто мелькает на телеэкране или в списках Форбс, – родниться просто не собираюсь…

ГДЕ ОНА, КОМАНДА?

Любопытно, что краткое новогоднее поздравление президента России Владимира Путина, больше похожее на пастырское слово (даже не батюшки, который бывает более конкретен), внимательно слушали не только в нашей стране. Так, британский таблоид Daily Star опубликовал статью под заголовком: «Путин отвергает Запад в дерзком новогоднем обращении к миллионам россиян». Автор материала счёл «дерзкими» слова президента о том, что россиянам нужно объединиться и стать сплочённой, сильной командой. «Нужно, чтобы каждый из нас уже в наступающем году почувствовал перемены к лучшему. Сделать это мы можем только вместе. Помощников у нас никогда не было и не будет», – сказал без энтузиазма российский лидер. Именно слова о том, что помощников у России «никогда не было и не будет», и показались британцам свидетельством того, что «Путин отвергает Запад».

А по-моему, они дерзость в другом увидели: в способности уверенно говорить на миллионную аудиторию о том, чего нет в реальности. Например, они ж видят, кто и как живёт в россиянском Лондоне, кто там деньги хранит и отпрысков учит. «Мой внук, действительно, учится в Англии. А его учёбу оплачивает отец. Хочу сказать, что внук учится на отлично, я им горжусь. Через три года он вернётся, и я уверен, что будет хорошим экономистом», – так хвастается глава путинской Росгвардии Виктор Золотов. Поэтому британцы знают: и зависимость от Запада есть, и никакой «сплочённой, единой, сильной команды» не может быть в помине!

Но мне-то другое в послании тоску навеяло: президент банально продекларировал: «В новогоднюю ночь, как в детстве, мы загадываем желание. Ждём везения и удачи, и пусть они будут. Но всё же мы точно знаем, что добиться лучшего для себя, для своей семьи, для родной страны можно лишь собственными усилиями общей слаженной работы. Нам предстоит решить немало насущных задач в экономике, науке и технологиях, в здравоохранении, образовании и культуре…».

Ну, про экономику пусть думает его новая замминистра экономического развития – 35-летняя дива Оксана Тарасенко, топившая на суде А. Улюкаева. Смазливая выпускница МГУ – экс-глава департамента корпоративного управления министерства недавно и сама (привирают в СМИ от зависти, наверное) была фигурантом разработки ФСБ России. Я даже про образование не буду говорить, хотя мог бы привести вопиющие примеры его формализации от ЕГЭ до плана ВШЭ по окончательному разрушению высшего образования.

Но я хочу сказать о последнем, как водится, пассаже в перечне президента – о культуре. Ведь когда Путин появился на экранах – уже начался новогодний телешабаш. Уже шли вовсю анонсы новогодней ночи, где Ольга Скобеева с мужем Поповым, например, зачем-то взялись петь политические куплеты непереносимыми голосами, переделывая слова великой песни:

Широка-а страна родная,

Широко-о мы в ней живём.

Я другой страны не знаю,

Обвиняемой во всём!

Прекрасно они знают другую такую страну, часто о ней талдычат – это США.

Но есть и впрямь беды, которые мы сами на себя обрушиваем, особенно в сфере культуры. Накануне был оглашён состав оргкомитета объявленного Года театра. Ознакомился – и просто оторопь взяла: в стране А.Н. Островского и А.П. Чехова в оргкомитете есть чиновники и какие-то Верник и Крок, но нет ни одного русского писателя-драматурга! В сплочённой команде наверху спятили или просто окончательно охмелели от вседозволенности?! Уж тут-то в разрушении национальной культуры США не обвинишь…

ХОХЛУШКИ АТАКУЮТ

Под каждый Новый год бывший русский Павел Климкин – ныне глава МИД Украины – делает майонез и смотрит, мучаясь, телевизор. Потом пишет, как президент Трамп, в Твиттере: «Как и год назад, готовлю домашний майонез и переключаю каналы. Есть две новости: плохая – советских фильмов в новогоднем эфире всё ещё много, а хорошая – их всё же стало меньше».

И есть какая-то, наверное, связь в том, что по мере убывания советских фильмов в украинском эфире прибавляется украинских певиц в российском невыносимом эфире. На первое место после подопечной Киркорова – Ани Лорак – вышла теперь Светлана Лобода. Интересно, кто её опекает, суёт во все концерты, программы и СМИ?

Поздней осенью, когда бывшая председатель украинского правительства Юлия Тимошенко презентовала свою «Новую стратегию мира и безопасности», в которой, в частности, содержится предложение потребовать от России 100 млрд. евро компенсации за «все убытки, причинённые Украине и её гражданам в результате военных действий и оккупации», газета для усталых москвичей-пассажиров – «Метро» опубликовала «главную столичную новость»: украинскую певицу Светлану Лободу срочно прооперировали!

Фантасмагория! – столько событий в Москве и в мире было в те дни – например, все продолжали обсуждать бойню в Керчи, уход великого Шарля Азнавура, а тут отмечалось, что 36-летней певичке с дутыми губами прооперировали почку: «Точный диагноз не сообщается, известно лишь, что медикам удалось стабилизировать состояние звезды». Зато можно поставить точный диагноз СМИ, выходящим на наши деньги: шизофрения и безнаказанность. Через месяц я показал студентам кафедры журналистики очередной выпуск «Метро», где сообщалось, что «теперь Лобода будет всю жизнь на диете», потому что должны ж они знать, как нельзя делать газету, но правительство Москвы и руководство Метрополитена не понимают этого позора!

Но главный позор готовил Первый канал: в первые минуты наступившего года – сразу после новогоднего поздравления президента страны Владимира Путина и государственного гимна России – прозвучала безвкусно снятая песня Лободы «Суперзвезда». Теперь артистка «может смело претендовать на статус главной звезды российской эстрады», – сообщила либеральная Газета.ru. Вдумайтесь – песня не о России (теперь мы о таком и не мечтаем, чтобы спели на открытие слова Леонида Дербенёва «Живи, страна….»), даже не о всеобщей любви, к которой, как пастырь, призывал с экрана президент в послании, а о явной стерве – продукте глянца, которая так прямо и поёт:

Я запуталась в глянце,

Мы почти иностранцы в нём.

Ты хотел уходить и смотреть,

Как я буду потом

Бежать за тобой босиком…

Припев:

Сегодня, сегодня,

сегодня ты, а завтра – я,

Запомни, мой сладкий,

все люди, как люди,

А я – суперзвезда!

Уж такая суперзвезда – просто в рифму хочется словечко сказать, но остаётся горько скаламбурить:

На Первом

первой пела Лобода:

Зачем?!

За что нам эта лабуда?!

Автор гламурной поделки тоже с Украины – Артём Иванов, чьи появившиеся портреты похожи то на Распутина, то на Уайльда с бородой.

Он уже в газетах рассказывает, как создавал «шедевр»: «Когда я отдыхал в прошлом году на Бали, появилась идея написать стёбную песню, используя фразу: «Все люди, как люди, а я – суперзвезда!»… Светлана Сергеевна готовилась к родам в Лос-Анджелесе. Родила и на следующий день уже в строю. Звонит мне: «Тёмочка, нам надо срочно выпускать песню! Я вчера родила, мне пока тяжело. Но завтра, думаю, смогу «зачитать». Ты можешь мне написать речитативную часть женскую?» Я за день написал, мы утвердили, песня была готова».

Так родилась песенка, столь полюбившаяся гендиректором Эрнстом.

Или ему приказали её полюбить? Ведь Лобода, вопреки неписанному правилу, дважды выступила перед россиянами в новогоднюю ночь. Чуть позже на Первом же канале был показан ещё один номер артистки. Второй раз Лобода появилась на телеэкране с песней «Твои глаза» почему-то от мужского лица:

В голове моей

туманы-маны.

Утекла любовь из карманов.

А мне друзья говорили:

«Забудь её, забудь!»

За что нам этот украинско-русский бред, эти туманы-маны и любовь из кармана?

А есть ещё Вера Галушка (Брежнева), а ещё вдруг Татьяна Навка с Днепропетровщины загнусавила... К чему бы это? На донбасском фронте хрупкое перемирие, а тут – оголтелое наступление!

«Чьим умом живёшь, того и песенки поёшь», – приводит народную мудрость Владимир Даль. Надвинулось самое страшное: безмозглость песен, которые навязываются в эфире. Такое впечатление, что мы не имеем прошлого, великой русской поэзии с романсами и балладами, советской выдающейся песни с традициями высокой патетики и фольклорными мотивами. Даже бардовская песня выродилась. Теперь у нас рэп – глава разведки советует минкульту гранты выдавать. Вот и у Путина на пресс-конференции спросили про рэперов – второй раз после питерского малосодержательного совета по культуре – про ситуацию с отменой концертов рэперов. Президент повторил, что в задержании музыкантов и отмене их концертов ничего хорошего нет, как и в том, что молодые артисты используют в своих песнях ненормативную лексику. Впрочем, «они там поют с матерком – и пусть поют», – так выразилась журналистка. А президент вяло возразил: «Сама культура существует для того, чтобы поднимать уровень. Конечно, за это не надо хватать. Но потакать нельзя точно».

То есть и тут – всё в порядке. А я, поскольку общаюсь с юными студентами, вник в это явление, и оно меня в своей активной форме батлов с коммерческим подтекстом просто убило: это даже не частушечное состязание «с картинками», о котором я писал в книжке «Частушки из мужской коллекции», и уж, конечно, не наши былые состязания молодых поэтов, когда даже на ТВ проходило «Стихоборье» с голосованием зрителей. Тут – батлы за бабки, с победителями и «королями гнусных разборок». А ведь это отрыжка негритянских гетто со скандалами и оскорблениями. Какова сверхзадача батла? Задавить противника руганью, опустить его ниже плинтуса, вывести из себя, облить словесными помоями, включая обязательные матюки. Все эти топы с победителями читать противно. Такое вот:

Я знаю, почему ты злой,

как собака,

Потому что был

зачат раком...

Это вообще самое приличное из топа-5.

А есть батл двух девушек с утверждением, что на батлах девушки встают в один ряд с мужиками, как бы доказывая – они также могут сквернословить. Оскорбления сыплются хоть и образные, но общее впечатление – угнетающее. Ну пусть себе, конечно… А мне противно и бесперспективно.

ПОРВАННАЯ ШАЛЬ

В новогодние дни хотелось вспомнить что-то светлое и поэтичное: ведь «как новый год встретишь…». В новой книге «Родина облаков» у меня есть глава «О, говори хоть ты со мной…», где я рассуждаю о Песне в своей судьбе и повествую, как в один из приездов сидели мы с гитарой на Лиговском проспекте, в питерском дворе-колодце узкой компанией: Валя Устинов, начинавший в Кировском райкоме комсомола, Татьяна Реброва, в стихи которой просто влюбилась ученица Николая Старшинова, популярнейший тогда теледиктор – артистичная Валя Дроздовская. Её любил весь город, но как начинающая поэтесса она трепетала и сидела на лавочке в затенённом дворе – внимала. Мы пили шампанское и читали стихи. Реброва не отвечала на настойчивый вопрос: когда же у неё поезд-то на Москву? Потом под Валино выразительное чтение:

Душа моя полна до дна,

Так пой, душа,

светло и грозно!

Любите, женщины, меня

Сегодня –

завтра будет поздно…

Таня мне удовлетворённо шепнула: «А поезд-то тю-тю…». Дроздовская поняла, вскричала: Таня, я с таким трудом билет доставала!

Да ладно. Шампанское-то Санькино не допили, песен не допели…

Сидели ещё, наконец, отправились на Московский. Белая ночь – почти не темнеет, а поезд последний, билетов нет. Дроздовская сняла тёмные очки, подошла к проводницам у последнего вагона: «Выручайте, девчонки! Вот поэтесса-подруга опоздала», «Ой, Валюша! Как мы вас любим. А мест-то нет…». Поезд трогается: «Сажайте, девчонки, кто посадит – объявлю в эфире и песню по заказу поставлю». – «Я посажу. Пусть споют эту: «Поезд оставил дымок, в дальние скрылся края». Вальяжная Реброва запрыгивает с несвойственной ей лёгкостью, поезд отходит, и Валентина кричит: «Имя-то как? Чьё имя объявить…». – «Объявите: Наташа с московского поезда. Ната…». А поезд уходил под розовеющим небом.

Вот после того затянувшегося вечера Реброва и посвятила мне стихотворение:

Товарищ мой,

красивый да высокий,

А я – ну, лишь

не со звездой во лбу.

И словно птица –

Финист-Ясный сокол –

Россия билась

в нашу с ним судьбу…

И спутан чуб,

и косы не расчешешь,

Но песня,

что заштопана, как шаль

Словами дедов,

Ты-то ведь утешишь,

Когда нас никому

не будет жаль…

Ну вот теперь – и шаль порвана так, что не заштопаешь, и мало кто пожалеет стихотворцев, но всё-таки ощущение не зря прожитой жизни и спетой по-своему дедовской и маминой песни – не оставляет меня и спасает в самые горькие, немые минуты. Или вот сейчас – в безумную новогоднюю теленочь.

Александр БОБРОВ,

секретарь Союза писателей России.

Опубликовано в № 2 (1210) газеты «Брянская правда» от 11 января 2019 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет