Ретушь истории. Не за народное счастье, а за булочку. О фильме «Зоя» (2020 г.)

  • Posted on: 12 March 2021
  • By: koms

Комсомолка Зоя Космодемьянская погибла в самом начале Великой Отечественной – в ноябре 1941 года. Уже в конце января 1942 года появилась первая публикация о девушке – статья «Таня» Петра Лидова. Так страна узнала историю молодой разведчицы, пойманной фашистами, которую они пытали, зверски избили, но так и не выведали никакой ценной информации и публично казнили. События произошли в подмосковной деревне Петрищево. Петр Лидов писал очерк после освобождения её от немцев и ещё не знал настоящего имени партизанки-разведчицы. Уже в ходе войны Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская стала олицетворением подвига советского человека, сопротивляющегося врагу.

Волна пересмотра событий Второй мировой войны, начавшаяся в 90-е годы, коснулась и истории подвига комсомолки. Причём она продолжается до сих пор. Очередным этапом можно считать вышедший недавно фильм «Зоя», зрительские впечатления от которого оказались весьма противоположными. Ведь память о советском героизме, ставшем основой Великой Победы, приобретает ныне новую актуальность. К тому же в ноябре исполнится 80 лет со дня подвига Зои Космодемьянской.

Надежда – великая штука. Даже когда разум говорит «это гиблое дело», откуда-то изнутри звучит: «А вдруг в этот раз всё будет хорошо?». Поэтому, послушав голос надежды, я отправился в кино на фильм «Зоя». Зоя Космодемьянская – комсомолка, Герой Советского Союза, символ нерушимой стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны. Фильмов про Космодемьянскую не так много, и вот на экраны выходит современный фильм, посвящённый ей.

Я не буду останавливать внимание на неточностях и ляпах в фильме – ни на облике главной героини, ни на, мягко говоря, помарках в изображении всего, что связано с действиями диверсантов, ни даже на новом изображении товарища Сталина, которое резко контрастирует со всеми киновоплощениями советского лидера последних 35 лет. А вот про образы и идеи фильма поговорить стоит.

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года. В детстве, когда формируется личность человека, она слышала рассказы о том, как в её родной стране каждый день строятся новые фабрики, заводы и города. Она росла на образах героев, сражавшихся за счастливое будущее для всего народа. Будучи школьницей, она, как и тысячи москвичей, встречала Валерия Чкалова и других легендарных лётчиков. Среди её любимых книг – «Овод» Войнича и «Как закалялась сталь» Островского. В 11 лет она стала пионеркой, в 15 лет – комсомолкой. И для Зои, как и для десятков тысяч её сверстников того времени, сперва пионерский, а затем и комсомольский значок не были какой-то формальностью – это была демонстрация их личных убеждений, их образа мыслей и стиля жизни, которые выражались в коллективистском сознании. То есть, когда интересы общества, коллектива, воспринимаются отдельным человеком, как свои собственные.

Зоя Космодемьянская узнавала и о том, что в это время в Европе поднимает голову фашизм: сперва фашисты сжигали книги, затем стали бомбить города Испании, а затем раздули пламя Второй мировой войны, которое подбиралось к границам Советского Союза – Родины Зои и десятков миллионов советских людей. Зоя Космодемьянская, как и все её сверстники, осваивала азы военной подготовки, чтобы в нужный момент встать на защиту своего социалистического Отечества.

А теперь внимание вопрос: в фильме 2020 года «Зоя» про Зою Космодемьянскую есть хотя бы часть из вышеперечисленного? Отвечу: нет. Нет ни единого намёка на становление Зои, как личности. Всю довоенную жизнь Зои Космодемьянской уложили в одну сцену: 21 июня 1941 года, школьный выпускной, Зоя танцует со своим школьным другом, который её целует. Началась война, Зоя отправляется на фронт. Но не потому, что идёт защищать свою Родину, а потому что её школьная любовь погибла на фронте.

Но главная часть фильма, ради которой пожертвовали раскрытием личности Космодемьянской, это эпизод её пыток и истязаний. Скажу коротко: это ремейк тех же «Страстей Христовых», в котором есть и свой Понтий Пилат, в образе немецкого капитана, и первосвященник Каиафа, в образе командира 332-го пехотного полка, и прочие библейские отсылки, в том числе омовение ног, как знак высочайшего уважения. А сцена кульминационного момента, в котором проявилась вся решительность Космодемьянской – её предсмертная речь – настолько топорно поставлена, что не хватало только: «Для выступления слово предоставляется...»

Но всё это оболочка. Важно – что внутри. Какую Зою решили показать современной молодёжи взрослые и умные дяди и тёти? Зоя-2021 – ни в коем случае не комсомолка, не дочь социалистического строя, готовая отдать жизнь за свой народ и родную страну. Зоя-2021 – не что иное, как проекция ценностей и установок современного буржуазного строя. Она и не думает погибать за свой народ, который в фильме показан настолько гадко, что удивительно, почему авторов до сих пор не обвинили в русофобии. Практически все жители деревни Петрищево – недалёкие, малообразованные крестьяне, которые при этом либо открытые пособники немцев, либо антисоветчики. В фильме нет того, что вкладывается в слово «Отечественная» в названии войны: будто с немцами сражались исключительно «городские», которые сплошь да рядом комсомольцы и коммунисты. Спасибо, что хоть без заградотрядов. Безусловно, были и предатели. Но почему в фильме про героиню-комсомолку показывать предателей можно, причём с подробным раскрытием их мотивации, а раскрыть мотивацию комсомолки нельзя? Или это другое?

Нет, эта Зоя не собирается сражаться за такой народ. Она идёт на верную смерть: «за брата Шурку, за маму, за трамвайчик, за булочку, и чтобы всё стало так, как было раньше». Места для народа и страны нет – их место заняла булочка. Точно так же, как жажда наживы вытеснила из голов создателей фильма остатки совести.

Тем не менее, Космодемьянская в фильме поражает всех своей стойкостью. Но откуда тогда взялась эта решительность и непоколебимость? Откуда в ней столько сил выдержать нечеловеческие пытки, если нам в фильме не показали процесс её становления? Ведь даже в фильмах про Человека-паука гораздо подробнее раскрывается личность Питера Паркера, чем в фильме «Зоя» раскрыта Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская! А ответ на этот вопрос даёт никто иной, как господин капитан (по всей видимости, идейный нацист), процитировавший слова Ницше про сверхчеловека. С его точки зрения Зоя относится к числу «сверхлюдей». Сложив эти два факта – что мы не знаем историю развития Космодемьянской, как личности, и то, что нацист увидел в ней сверхчеловека, – мы приходим к не самому хорошему вопросу. Получается, что фильм про комсомолку, Героя Советского Союза, говорит нам, что не нужно развиваться, не нужно работать над собой – все героическое (или «сверхчеловеческое»?) находится в нас самих потому, что мы – русские. Ничего не напоминает? («Лавочникам и люмпенам нравилась мысль о том, что они принадлежат к высшей расе...»)

Впрочем, то, что мы получили под вывеской фильма про Зою Космодемьянскую, не вызывает удивления. За 30 лет капиталисты не только разрушили великую Советскую державу, но и ввергли десятки миллионов бывших советских граждан в нищету и бесправие. С каждым годом доля тех, кто на вопрос «капитализм или социализм?» отвечает «социализм», растёт. Чтобы остановить этот процесс буржуазная власть ведёт непримиримую войну с советским наследием и символами того времени.

Но, убедившись в том, что потоки открытой лжи уже не воспринимаются с таким же энтузиазмом, как на рубеже 80-90-х, капиталисты сменили тактику и стали действовать по принципу «не можешь победить – возглавь». Вот мы и получаем гениального героя-одиночку Королёва, который сам, без социалистического общественно-экономического строя, запустил Гагарина в космос, танкиста, жмущего руку эсэсовцу. И вот в этом ряду появилась «некомсомольская» комсомолка, которая пошла сражаться не за счастье своего народа, а за булочку…

В общем, если вам интересно увидеть перед собой на экране настоящую Зою Космодемьянскую, рекомендую посмотреть советский фильм «Зоя» 1944 года. Его авторы смогли показать именно комсомолку Космодемьянскую, простую советскую девушку, выросшую на произведениях Горького, Войнича и Островского. Вы увидите её друзей, узнаете о её характере и мыслях, увидите перед собой человека, а не ту куклу, которую показали в современном фильме. А ведь это очень важно!

Александр ЧЕРЕМЁНОВ,
первый секретарь Севастопольского горкома ЛКСМ РФ.

***

Первое слово, которое возникло у меня после просмотра данной ленты, – «зачем?».

Фильм «Зоя» позиционируется как кино историческое. Якобы над его производством потрудилась команда профессиональных историков, досконально изучивших жизнь Зои Космодемьянской и её подвиг. Как сейчас принято, фильм широко анонсировался в официальных СМИ, деньги на его производство выделены из государственного бюджета и частично собраны из пожертвований зрителей. Вот и думалось: наверное, при таких исходных данных нам покажут добротную картину, рассказывающую о подвиге бесстрашной девушки, бросившей вызов фашистским захватчикам.

Увы, реальность оказывается удручающей. Основные исторические события, на фоне которых развивается сюжет фильма, показаны авторами лишь схематично, на уровне штрихов и полунамёков. В какой-то момент вообще создаётся впечатление, что нам показывают второсортный голливудский боевик: слишком уж сильны ассоциации с такой продукцией. Кропотливой работы историков не чувствуется. Подписание приказа о необходимости «выгнать немцев на мороз», сцена в военкомате, тренировочный лагерь, визит Сталина, заброска диверсантов в тыл врага – всё это вихрем проносится перед зрителем, оставляя ощущение сумбура и недосказанности.

Исторический контекст событий почти не раскрыт. Авторы не стараются убедительно объяснить, зачем нужна была диверсионная работа во вражеском тылу. Зато продемонстрированы негативные последствия этой работы. Как следует из фильма, основными жертвами деятельности диверсионных групп стали не немцы, а мирные жители. Именно их «выгнали на мороз» Зоя и её товарищи, и эта тема будет активно развиваться на протяжении всей картины.

Зоя в фильме не отличается разговорчивостью. В основном она молчит или только издаёт бессвязные звуки. В тех же сценах, где ей «дают слово», сказанное героиней звучит неубедительно и противоречиво.

Хотя фильм был заявлен как ответ тем, кто называет Зою Космодемьянскую психически неуравновешенной фанатичкой, именно такой зачастую она и предстаёт перед зрителем. Истеричность, прерывистое дыхание, дёрганые движения демонстрирует почти во всех сценах. А мотивация её действий во многом остаётся загадкой. Сама она даёт несколько комментариев, но выглядят эти сцены очень странно. Например, диверсанту-предателю девушка объясняет, что сражается с немцами за брата Шурку, за трамвайчик, за булочку, и вообще за то, чтобы всё было по-прежнему. Тем более противоречиво выглядит сцена казни, где киношная Зоя вынужденно цитирует слова Зои реальной, называет жителей деревни «товарищами» и призывает беспощадно бить и жечь фашистов.

В чём же дело? Почему получился такой результат? По-моему, главное – в идеологической ретуши, которой подвергнута правда истории. В угоду воле буржуазии, правящей ныне в нашей стране. Для неё Советская власть является классовым врагом, и авторы фильма сознательно выводят из истории практически всё, что связано с советским патриотизмом и коммунистической идеей.

Именно поэтому поступки кино-Зои во многом выглядят неестественно, а их мотивация остаётся непонятна зрителю. Ведь за два часа хронометража авторы ни словом не обмолвились о том, что настоящая Зоя Космодемьянская была комсомолкой и убеждённым коммунистом. Именно вера в коммунистические идеалы и любовь к Советской Родине, а не какие-то булочки стали главным стимулом для Зои встать на путь борьбы с фашистами, и именно в них она черпала силы противостоять чудовищным пыткам.

Но авторы фильма вместо коммунистической идеологии вводят в сюжет религиозный подтекст. В результате перед нами предстаёт не комсомолка Зоя, а Зоя-великомученица, взошедшая не на эшафот, а на символическую Голгофу. Создатели фильма этого не скрывают. В общем-то у авторов получилось не кино о подвиге советской девушки Зои Космодемьянской, а житие некоей «святой» на фоне Великой Отечественной войны.

Резюмируя, придётся признать: полноценного отечественного фильма про Великую Отечественную опять не получилось.

Егор МОРОЗ,
член ЛКСМ РФ.

Город-герой Ленинград.

***

Надеюсь на понимание, что с большой настороженностью встретил я известие про съёмки фильма о Зое. В моём представлении она — идеальная личность, а значит, и такого же фильма достойна. Только возможен ли он в нынешней России?

Нет, идеального я не ждал, и его, конечно, не получилось. Ну зачем, к примеру, в самом начале придумывать завязку, которой в реальности не было? Восемнадцатилетняя школьница Зоя отмечает выпускной и кружится в танце с одноклассником, своей первой любовью. На следующий день начинается война, парень уходит на фронт и погибает в первые же дни. Узнав об этом, девушка твёрдо решает идти воевать.

Во-первых, выпускной в школе 21 июня 1941 года был не для реальной Зои, поскольку из-за перенесённой тяжёлой болезни ей предстояло ещё окончить 10-й класс. А во-вторых, что важнее, не было этого погибшего парня Жени – «первой любви». Создатели фильма прибегают к простейшему штампу. Но что в итоге получается? Будто стремление воевать возникает у Зои лишь от желания отомстить за друга.

А ведь на самом деле вовсе не какой-то личный мотив побудил её, как и сотни тысяч юных сверстников, рваться на фронт. Парни и девушки, переполнившие тогда и военкоматы, и райкомы комсомола, чтобы стать бойцами-добровольцами, были движимы сильнейшим чувством: защитить свою Советскую Родину!

Так их воспитали пионерия, комсомол, Коммунистическая партия. Воспитали настоящими советскими патриотами. К сожалению, из показанного фильма теперешняя молодёжь не узнает, каким образом формировалось то героическое поколение, ставшее поколением победителей. Вот и о «довоенной» Зое по существу здесь ничего не говорится, и это, по-моему, наибольший недостаток.

Кто-нибудь скажет, что многие сцены фильма чересчур натуралистичны, а по-моему, в данном конкретном случае «чересчур» не может быть. И хорошо, что в финальных титрах сказано: «Имя Зои стало символом стойкости СОВЕТСКОГО человека».

Наверное, долго ломали голову создатели этого фильма: употреблять ли это явно нежеланное для кого-то слово? Но Зоя, советская Зоя, всё-таки тут победила!

Василий МАРКИН,
педагог, г. Екатеринбург.

Опубликовано в № 45 (1304) газеты «Брянская правда» от 6 ноября 2020 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет