«Артек» в нас – навсегда!
95 лет назад, 16 июня 1925 года, открылся знаменитый «Артек».
«Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей?
Посетите летний лагерь, устроенный в «Артеке»...»
Клара Цеткин.
Шёл 1924 год. В тихий осенний вечер у подножия горы Аю-Даг гулял приехавший из Москвы председатель ЦК РОКК Зиновий Петрович Соловьёв. Он отдыхал, любовался природой и полной грудью вдыхал живительный горно-морской воздух, но мысли его были далеко.
Его заботил вопрос о том, чтобы в возможно короткий срок поправить здоровье детей, особенно тех, кто пострадал во время империалистической и гражданской войны и в годы разрухи. Он мечтал создать такие учреждения, «где врачи имели бы дело не только с отдельным ребёнком, а с организованным детским коллективом». Лагерь-санаторий, «лечебный лагерь» – вот что хотелось создать Зиновию Петровичу.
Соловьёв объездил ряд мест на побережье, побывал в Коктебеле, под Феодосией, в Судаке, но ни на чём не мог остановить свой выбор. И вот, наконец, в урочище Артек, он нашёл то, что искал.
Особенно радовало Соловьёва то обстоятельство, что лагерная площадка может быть со временем расширена, и лагерь «развернётся в настоящую пионерию». Место для этого было выбрано как нельзя более удачно.
И вот 16 июня 1925 года в уютной и живописной бухте, где тишину и покой охраняет древний Аю-Даг, зазвучали детские голоса, и под звуки горна взвился флаг – так в Крыму открыл свою первую смену лагерь-санаторий Общества Красного Креста РСФСР «Артек».
Пионерская линейка в «Артеке», 1925 г.
80 первых артековцев жили у самого моря. В первый год «Артек» за четыре летние смены принял 320 детей.
Их размещали в четырёх брезентовых палатках, высоких, светлых, с деревянными полами. Хотя их убранство и состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако всё содержалось в большом порядке. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который находился на приличном расстоянии от лагеря.
Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из тёса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для нее.
Был организован также клуб-библиотека, под который отвели лучшую комнату потёмкинского домика. Там же хранились собранные детьми коллекции, инструменты и материалы для ручного труда.
Около самого моря была физкультурная площадка. Здесь же в первые годы зажигались артековские костры.
Летом 1925 года «Артек» посетила Клара Цеткин, которая позже напишет: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь, устроенный Красным Крестом в «Артеке»...»
И зарубежные гости стали посещать и учиться… В двадцатые годы в лагере отдохнули дети и взрослые из Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Франции, Швеции.
24 июля 1927 года в «Артеке» была введена штатная должность отрядного вожатого. Педагоги вели работу по краеведению и естествознанию, проводили экскурсии, учили ребят, как следует собирать гербарии и составлять коллекции, читали им лекции, проводили беседы. На образовательную работу отводилось два-три часа в день. В распорядок дня входил обязательный труд: дети убирали парк, чистили пляж, собирали виноград, убирали сено, снимали урожай фруктов.
Первые годы работы лагеря показали: надо подумать о постоянных зданиях вместо палаток, которые в целом не оправдали себя. Днём, когда нужно было проводить тихий час, – жарко, ночью – прохладно. Особенно это стало актуальным, когда однажды ночью разразилась буря с сильной грозой, разрушила палатки и перепугала детей.
В 1928 году Зиновием Петровичем был поставлен вопрос о реорганизации лагеря в постоянный лагерь-санаторий, функционирующий круглый год.
И в этом же году дети отдыхали уже не в палатках, а в новых домиках.
…20 июня 1941 года в «Артеке» проходил очередной заезд лагерной смены.
22 июня, в воскресенье, ждали гостей из Гурзуфского военного санатория, но гости – командиры Красной Армии – почему-то не приехали. Во время второго завтрака ребята услышали позывные радио Москвы и правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну.
Уже в первый день войны «Артек» завалили телеграммы. По всей стране волновались родители: что будет с ребятами? И с первых же дней, небольшими группами, ребята в сопровождении вожатых и работников лагеря стали разъезжаться по своим областям. Дольше всех жили у моря пионеры из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины, Молдавии. Им некуда было ехать, и никто не приезжал за ними: на родной их земле уже гремели бои.
ЦК ВЛКСМ и Наркомздрав СССР приняли решение сформировать из этих ребят специальную группу и эвакуировать из «Артека». Они уезжали последними – около 200 человек. И почти каждый вез с собой на память сувенир: кто гладкий красивый камешек, кто сосновую или кипарисовую шишку, кто вложил между листками блокнота крымский цветок…
200 артековцев начали путешествие дорогами большой войны по маршруту: Артек – Симферополь – Москва – Горький – Казань – Сталинград – ст. Нижнее-Чирская – Сталинград – Фролово («Серебряные пруды») – Камышин – Казань – Уфа – Омск – Новосибирск – Барнаул – Бийск – Белокуриха. От Белокурихи до Артека – 7750 км.
Долгих 16 месяцев добирались из Крыма на Алтай, где с 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 года находился Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», который стал называться Алтайским «Артеком». За период существования Алтайского «Артека» в нём отдохнули около пятисот детей из городов Сибири. А для тех, кто приехал еще из Гурзуфа, смена оказалась самой длинной за всю историю «Артека» – четыре года. Артековцы заработали деньги (116 000 рублей), купили и подарили танкистам танк Т-34, о чём было сообщено Верховному Главнокомандующему. Вскоре пришла правительственная телеграмма с благодарностью пионерам «Артека».
Конечно, за это время и дети, и вожатые очень сдружились, и крепкая дружба эта сохранилась на всю жизнь. Артековцы военных лет, несмотря на то, что живут в самых разных уголках бывшего Союза – от берегов Балтики до берегов Курильских островов, не теряют связи ни друг с другом, ни с любимым «Артеком». Регулярно организуются встречи, на которые бывшие пионеры приезжают нередко со своими детьми и внуками.
6 ноября 1941 года немецко-румынские захватчики оккупировали «Артек». Фашисты сожгли Дворец «Суук-Су», разрушили пристани «Нижнего» лагеря и лагеря «Суук-Су». В роскошных парках «Артека» они построили свои укрепления, окопы. Обнесли отдельные участки колючей проволокой. Материальный ущерб «Артека» исчислялся 11,5 млн. рублей...
Но страна, одним из девизов которой было утверждение; «Всё лучшее – детям!», после Победы в кратчайшие сроки возродилась сама и возродила «Артек» – самый известный в мире лагерь «свободных счастливых детей»!
По материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 24 (1283) газеты «Брянская правда» от 12 июня 2020 года.