Деревянное кружево сказки. Брянский парк-музей имени А.К. Толстого
Во вторник – примечательная дата в истории советского Брянска – того самого Брянска, в котором ежедневно подметались тротуары, а по утрам мылся асфальт, регулярно курсировали автобусы и троллейбусы с четырёхкопеечными билетами, города, утопавшего в зелени, хранившего и свою самобытную красоту, и своё славное историческое прошлое, развивавшего спорт, искусство, культуру…
И нынешняя дата – из разряда таких же: 45 лет назад, 13 августа 1974 г., Брянский парк имени А.К. Толстого получил наименование парка-музея. Тогда он действительно заслуживал этот статус: обладал уникальнейшей коллекцией деревянных скульптур, среди которых были подлинные произведения искусства.
…Старейший парк города, основанный в 1936 году, можно сказать, получил своё второе рождение в середине 50-х годов. И получил, как ни парадоксально, благодаря обстоятельствам далеко не радостным: в парке начали один за другим погибать столетние вязы...
В 1958 году директором парка был назначен В.Д. Динабургский, усилиями которого здесь и родилась деревянная сказка. Первую скульптуру из ствола погибшего дерева вырезали молодые скульпторы-любители, модельщики завода дорожных машин Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Это был Старик-сказочник. Так парк начал заселяться героями народных сказок. Через пару лет встали в центре «Деснянка» и смешной «Емеля», а затем и «Лесной музыкант»...
К 1000-летию Брянска в парке была произведена реконструкция и появились ставший затем знаменитым фонтан «Чёртова мельница», первый в России профессиональный Музей леса, новые скульптуры…
– В мою бытность здесь побывало много известных людей: Утёсов, Бернес, Филиппов, Рина Зелёная, Вольф Мессинг, – вспоминал В.Д. Динабургский. – Приезжал сюда и Юрий Гагарин, его впечатлила скульптура «Мадонна»…
Любимой же скульптурой самого Динабургского стала композиция «Двое». Сейчас уже второй экземпляр стоит, не такой эстетичный. А первый за душу брал. Сначала скульптура задумывалась как юноша и девушка с гитарой, но вышло по-другому. Однажды вечером к директору парка прибежал скульптор Виктор Михайлов, сжимая в руках два осколка от снаряда.
– Он уже начал делать фигуру, и один осколок «сидел» в дереве, как раз у сердца девушки, другой – в голове у парня… Банальная тема с гитарой в момент ушла, – говорил Валентин Давыдович. – Часто прихожу сюда, смотрю: то ли это встреча, то ли прощание на той ноте, после которой встречи уже не бывает. В эту скульптуру я влюбился...
Дерево, увы, недолговечно: первые скульптуры, простояв десять-двенадцать лет, истлели, но на их месте появились новые… Работ, выполненных народными умельцами, становилось всё больше. В итоге они образовали самобытный декоративно-парковый ансамбль, получивший любовь горожан и широкую известность не только в стране, но и за рубежом.
В феврале 1974 года, по итогам Всесоюзного смотра-конкурса архитектуры и благоустройства парков, «за оригинальное высокохудожественное решение образа парка и создание уникальной коллекции парковой скульптуры из дерева…, получившей широкую известность в нашей стране и за рубежом», парк был награждён Дипломом ВДНХ СССР II степени и тремя медалями (серебряной и двумя бронзовыми).
В 1985 году, по итогам очередного Всесоюзного смотра-конкурса за прошедший год, обновлённому парку был присуждён Диплом ВДНХ СССР I степени и пять медалей – золотая, серебряная и три бронзовые.
По итогам работы за 1985 год Министерство культуры СССР присудило Брянскому парку-музею им. А. К. Толстого третье место среди парков Советского Союза, наградив его Дипломом и денежной премией.
Парк также удостоен десятков Почётных грамот городского, областного, республиканского и государственного уровней.
В 1982 году парк-музей им. А.К.Толстого был включен в монографию «Парки Мира», куда входят всего около 400 самых оригинальных парков всех уголков Земли.
…Увы, с уходом советской эпохи начала тускнеть и слава «брянской сказки». Безвозвратно пропала из парка скамейка с фигурами бабушки и внуков, которым она рассказывает сказки. Долгие годы посетители парка фотографировались с экспонатом, использовалась скамейка и по прямому назначению. Но в ходе «реконструкции» парка находящуюся в удовлетворительном состоянии скамейку убрали… Вместо «Чёртовой мельницы» появилась просто «Водяная мельница» – по настоянию церковников... Деревянное здание музея «Брянский лес» уничтожено пожаром несколько лет назад…
– Теперь это уже не парк, а заурядный скверик, остатки былой роскоши: из 52-х деревянных фигур осталось чуть больше 20, – с горечью вздыхал «отец» парка-музея Валентин Давыдович Динабургский. – Весь мой личный проект практически уничтожен, чиновники постарались стереть всю индивидуальность. Нынешние власти здесь интересует земля, в которую можно воткнуть шашлычную и пивнушку. А ведь это место занесено в монографию «Парки мира» как этнографический парк. От него я отрёкся после реконструкции, когда убрали фонтан с чертями. Говорят, его продали какому-то толстосуму, теперь наши черти у него на даче льют воду на колесо…
…За основу сюжета скульптурной композиции была взята авторская сказка самого Валентина Динабургского. По сюжету сказки мельник, перехитривший чертей, заставил их крутить лопасти водяной мельницы. Один из персонажей сказки – монах – подсказывает мельнику способ управиться с чертями. Однако это обстоятельство никак не повлияло на отношение епархии к скульптуре.
– За пять лет до 1000-летия Брянска меня пригласили в горком. Туда приехал из Москвы Гарий Тихонович Сташкевич… С его помощью мне удалось пробить строительство этого фонтана, – вспоминал Динабургский. – Тогда духовенство ничего не сказало. Это уже потом меня хотели отлучить от церкви, как Льва Толстого... Вроде бы и по смыслу сказки чертей заставили работать на благо, но церковники «рогом упёрлись» и после реставрации фонтана чертей заменили на каких-то балбесов. С чертями композиция смотрелась иначе…
Что ж: иные времена – иные нравы… Раньше «укрощённые черти» лили воду на мельницу трудяги-мельника, теперь «балбесы-холопы» льют её на мельницу нового «пана» – всё, как в жизни. Увы…
Алексей ВАСИЛЬЕВ,
по материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 32 (1240) газеты «Брянская правда» от 9 августа 2019 года.