Душа и песня. К 90-летию со дня рождения Людмилы Зыкиной
10 июня – 90 лет со дня рождения Людмилы Зыкиной.
Помнится, в год победившей контрреволюции на одном из «демократических» митингов Жанна Бичевская захлёбывалась от восторга: «Наконец-то кончилось время Зыкиных!»…
Ну, вот – кончилось… И что? Расцвела российская эстрада? Вышла на простор русская песня? Появились достойные исполнители? Увы…
Казалось, её голос звучал и будет звучать всегда. Настолько неразрывно слился он в восприятии миллионов людей с идеальным образом России, воплотил самые характерные черты русской души: широту и вольность, спокойное и твёрдое достоинство, несуетность отношений, глубину и постоянство чувств. Созданное ею мироощущение бесконечно далеко от процветающего ныне пошлого разделения общества на господ и прислугу, на власть и подданных, на интеллигенцию и толпу… А ведь она предвидела это разделение, подписывая известное «Слово к народу» – обращение с критикой курса Горбачёва и Ельцина…
Людмила Зыкина по праву олицетворяет собою подлинную славу русской культуры. Вся её яркая творческая жизнь, уникальный талант выдающейся исполнительницы русской песни отданы служению России. И не случайно Зыкину называют символом России. В её репертуаре было более двух тысяч песен. Почти все они, вне зависимости от того, кем и когда написаны, навсегда становились «зыкинскими». Это лучшее доказательство, что она – в высшей степени Народная певица, посвятившая талант своему народу.
Она, действительно, вышла из народа. Родилась 10 июня 1929 года в рабочей семье, жившей в подмосковном посёлке Черёмушки. В 1937 году пошла в школу, к началу Великой Отечественной войны закончила 4 класса. После этого продолжила учёбу в школе рабочей молодёжи, которую совмещала с работой ученицей токаря на Московском станкостроительном заводе им. С. Орджоникидзе. Было ей тогда всего 13 лет.
А первыми «музыкальными университетами» на дому стали песни бабушки, известной на всю округу песенницы. После работы на заводе Людмила дежурила в госпитале, затем была больничной швеёй. И, где могла, брала с собой гитару, чтобы поддержать дух раненых бойцов, облегчить им физические страдания.
В 1947 году, после успешного выступления во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, была принята в Государственный русский народный хор им. М. Пятницкого. Этот день, положивший отсчёт её певческой карьере, стал началом ее пути к вершинам профессионального мастерства. Она с упоением училась в прославленном коллективе, познавая тайны вокального искусства. От Захарова и Казьмина, тогдашних своих наставников, Зыкина восприняла эмоциональную строгость при исполнении народной песни, отметавшую слезливость и надрыв. Со временем её индивидуальное, «зыкинское» контральто окрепло. В Академическом хоре русской песни Всесоюзного радио Людмила Зыкина исполняла лирические, протяжные песни. Худрук хора Николай Кутузов прививал ей любовь к негромкому исполнению, а песни без сопровождения помогали ей вырабатывать чистоту звучания. Ей удалось соединить чистоту подлинно народной интонации и искрящуюся манеру пения.
В 1960 году наступает новый этап в творческом становлении Зыкиной – она начинает выступать сольно. Певица много ездит по стране, в её гастрольных маршрутах – Урал, Сибирь, Камчатка, Дальний Восток и даже Северный полюс, где она выступает перед полярниками на дрейфующей льдине. Главные темы её песен – Россия, Москва, родная земля, любовь к Отчизне.
Одновременно с концертной деятельностью Зыкина участвует в конкурсах, и к 1965 году становится восьмикратным лауреатом Всесоюзных и Всероссийских конкурсов вокалистов.
В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкальный институт им. Гнесиных. Полученное образование, её исполнительское искусство, многолетний опыт концертной деятельности на сцене и творческое общение с выдающимися деятелями культуры выявили в певице потребность передавать свои знания молодым талантам: она преподаёт в Московском Государственном институте культуры.
Несмотря на глубокое знание классического народного фольклора, Зыкина не могла отгородиться от песни современной, от всего происходящего в жизни. Не могла отказаться от желания говорить со слушателем на созвучном времени языке. В то же время, приобщиться к современной песне Людмила Зыкина могла только на основе исповедуемых ею традиций русского народного пения. Благодаря этому, она смогла не только исполнять по-новому, концертно привлекательно, старинную народную песню, но и делать народной современную.
В результате огромного труда сформировался её феномен – уникальная певица лирико-драматического плана, способная без видимого напряжения, мастерски интерпретировать лирические, драматические, жанровые и обрядовые песни, а также исполнять сложнейшие вокально-симфонические произведения.
Творчество Зыкиной получило восторженные отзывы у таких деятелей культуры как Р. Щедрин, О. Фельцман, А. Пахмутова, Т. Хренников. Ведущие композиторы создавали произведения специально для её голоса. Её концертные программы – это история нашего народа. Репертуар певицы многогранен: в разные годы ею были созданы тематические концертные программы: «Тебе, женщина», «Вам, ветераны», «Русские народные песни», «Вечер русской песни и романса», «Лишь ты смогла, моя Россия» и другие. Общий тираж её пластинок превысил 6 миллионов. Свою богатую творческую жизнь певица описала в книгах: «Песня» (1975), «На перекрестках встреч» (1987), «Течёт моя Волга» (1998).
За годы своего творчества Л.Г. Зыкина вошла в историю нашего вокального искусства в качестве создательницы, по сути, нового жанра – песни России. Как утверждал Д. Шостакович, «Зыкина не только великолепный интерпретатор, она сотворец, соавтор композитора». Своими песнями она проповедует глубинную житейскую философию – это и дочерняя привязанность к матери, и признательность воинам, погибшим за мирную жизнь, и несокрушимость Родины как главного причала во всех наших плаваниях. Духовность искусства Зыкиной – это сплав личного и общего, отдельно взятой судьбы и всей эпохи. Воспевая природу, человека, саму жизнь, она внушает слушателям уверенность, что выпавшие на долю России превратности судьбы не сломают россиян.
Но есть ещё одна сторона жизни Людмилы Георгиевны, которая менее известна. Это подвижническая деятельность по оказанию бескорыстной помощи обездоленным, беззащитным, потерявшим опору престарелым и бездомным. В этих целях в 2000 г. певица формирует инициативную группу по возрождению принципов благотворительности и милосердия в России. Л.Г. Зыкина создала и возглавила Международный общественный благотворительный фонд «Во имя мира и человека». Сотни акций милосердия были осуществлены этим фондом: помощь госпиталям в лечении ветеранов войны, школам-интернатам, детским домам, чернобыльцам и вдовам погибших ликвидаторов, престарелым актёрам, тяжело больным детям, отделениям для больных СПИДом.
… 25 июня 2009 года Л.Г. Зыкина была доставлена в тяжёлом состоянии в реанимацию. 1 июля она скончалась в Москве в возрасте 80 лет от остановки сердца.
Для миллионов русских в России и многих тысяч, оказавшихся после распада страны на чужбине, имя Л.Г. Зыкиной прочно стоит в одном ряду с именами Пушкина и Шаляпина, Улановой и Шостаковича и многих других, гением которых озарена история Отечества.
По материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 23 (1231) газеты «Брянская правда» от 7 июня 2019 года.