Эрих Хонеккер. Рыцарь ГДР
25 августа 1912 года родился Эрих Хонеккер, который на протяжении 18 лет занимал высшие государственные и партийные должности Германской Демократической Республики. В отличие от некоторых других руководителей соцстран, это был действительно убеждённый коммунист, рыцарь мировой системы социализма. И с его уходом в отставку исчезли и мировая система социализма, и ГДР, верность которым он сохранял до конца дней.
Эрих Хонеккер родился в городке Нойнкирхен, ныне находящемся в федеральной земле Саар на западе Германии. Он происходил из простой шахтёрской семьи, где помимо него было ещё два мальчика и три девочки. Семья жила не очень богато, и идеи равенства и справедливости, пропагандируемые коммунистами, нашли отклик у будущего руководителя ГДР ещё в отрочестве.
Хонеккер постигал ремесло кровельщика, но обучение так и не завершил. Его голова уже была занята другим. В возрасте 14 лет он вступил в Коммунистический союз немецкой молодёжи и по зову сердца направился в Советский Союз. Там юноша учился в Международной ленинской школе и участвовал в строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Достигнув совершеннолетия, в 1930 году он стал членом Коммунистической партии Германии.
В 1931 году Хонеккер вернулся на родину, где развивались бурные события. Спустя пару лет к власти пришли нацисты, которые вскоре запретили коммунистические организации. Но будущий вождь ГДР не изменил своим идеалам. В 1934 году он отправился в родной Саар, где занимался подпольной антифашистской деятельностью. (В тот момент эта земля ещё не была частью Третьего рейха, ибо после поражения Германии в Первой мировой войне она была оккупирована Францией).
В 1935 году Хонеккер агитировал за то, чтобы Саар не входил в состав нацистской Германии, но тщетно. Край был населён немцами, жаждавшими воссоединения с этнической родиной. Потому на референдуме саарцы не вняли призывам коммунистов и выступили за то, чтобы стать частью Рейха. Хонеккер перебрался в Берлин, где продолжил по мере сил бороться с нацистским режимом, пока в 1937 году не был арестован Гестапо.
Его препроводили в печально известную берлинскую тюрьму Моабит (где, например, сидел и писал стихи поэт Муса Джалиль). Суд приговорил его к 13 годам заключения. Отбывая наказание недалеко от Берлина, он пережил много пыток и унижений. Только 27 апреля 1945 года вышел на свободу. В отличие от многих других, отсидевшихся в эмиграции, Хонеккер действительно серьёзно пострадал и многое пережил, рискуя жизнью.
Судьба вознаградила его за годы мучений по окончании войны быстрым карьерным ростом. В 1946 году его избрали председателем Союза свободной немецкой молодёжи (ССНМ), который действовал на оккупированной Советским Союзом части Германии. Хонеккер сыграл немалую роль в том, что Компартия на территории восточных земель поглотила социал-демократов, в результате чего образовалась Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она-то и руководила Восточной Германией 40 лет.
В 1949 году стало окончательно ясно, что единой Германии не будет. В западных зонах оккупации создавалось отдельное государство, и СССР ответил на это созданием Германской Демократической республики. И уже в 1950 году Хонеккер стал членом ЦЕ СЕПГ. В последующие годы его карьерный рост продолжился. Окончив в 1956 году высшую партийную школу в Москве, он стал сначала госсекретарём по безопасности, затем членом Политбюро, а в 1960 году – членом Совета обороны ГДР.
Хоннекер отвечал за вопросы безопасности, и во время кризиса 1961 года стал одним из организаторов строительства Берлинской стены. Спустя 30 лет стена станет одним из главных пунктов обвинений в его адрес.
В начале 1970-х годов в ГДР стали нарастать экономические проблемы. Советское руководство, озабоченное подобным положением на «переднем крае социализма», решило, что настало время перемен. Во внутригерманской партийной дискуссии Москва поддержала тех, кто считал, что лидеру партии и председателю Госсовета ГДР Вальтеру Ульбрихту пора на заслуженный отдых. В мае 1971 года новым партийным лидером ГДР стал Эрих Хоннекер.
Эрих Хонеккер был женат трижды. После своего освобождения в 1945 году Хонеккер женился на тюремной надзирательнице Шарлотте Шануэль, которая умерла в 1947 году. В 1947-1953 годах Хонеккер был женат на активистке ССНМ Эдит Бауман, у них родилась дочь Эрика. Хонеккер развёлся с Эдит Бауман в 1953 году, после того, как в декабре 1952 года у депутата Народной палаты ГДР Маргот Файст родилась их общая дочь Соня. Эрих женился на Маргот, которая стала его верной спутницей до конца жизни. Маргот Хоннекер стала министром образования ГДР ещё до того, как муж возглавил страну, и ушла с этого поста после его отставки. Эту семейственность Хоннекерам ставили в вину, но правда в том, что качество образования в ГДР действительно было высоким – Маргот ни в коей мере не была «свадебным генералом»
Мазать эпоху Хонеккера чёрной краской было бы неверно. К моменту прихода Хоннекера к власти, помимо экономических проблем, оставался неопределённым её международный статус. ГДР не была членом ООН, отношения со странами Запада были сложными, не говоря уже о ФРГ. Хоннекер сумел преодолеть это состояние и, более того, начал выстраивать добрососедские, насколько вообще это было возможно, отношения с ФРГ.
Несмотря на то, что экономические возможности ГДР уступали возможностям западного соседа, к началу 1980-х Хоннекер превратил Восточную Германию в «витрину социализма». Здесь позволялось немного больше, чем в других странах социалистического блока. При нём ГДР стала самой развитой страной соцлагеря с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Она входила в двадцатку самых развитых стран мира. Конкуренцию с ФРГ выиграть не получалось, но массовое бегство восточных немцев на Запад прекратилось, и отнюдь не только из-за наличия Берлинской стены. Жизнь на Востоке стала стабильной, и имела свои преимущества. Правда, многие сумели их оценить по-настоящему лишь после исчезновения ГДР.
Эрих Хонеккер (вместе с вождм Болгарии Тодором Живковым) считался самым верным другом СССР. Когда в СССР началась перестройка, Хонеккер встретил её более чем прохладно. И был совершенно прав. Опытный политик, он быстро заподозрил, что за громкими лозунгами нового главы СССР нет осмысленной и внятной программы. Социалистическому блоку нужны были продуманные реформы, прежде всего в экономике, но Горбачёв сосредоточился на международной политике. Хоннекер видел в действиях Горбачёва односторонние и ничем не оправданные уступки Западу, и своё несогласие с подобной линией не скрывал.
Из тюремного дневника Эриха Хоннекера: «Меня тошнило от «общеевропейского дома», о котором трещал Горбачёв. И потом его советник, этот Яковлев, который, по крайней мере, был откровенен и сказал, кто по его мнению во всем виноват: «Маркс. В 1917 году с приходом марксиста Ленина во всём мире началась катастрофа». Есть ли совесть у этого Горбачёва? Я всё ещё хорошо помню этого мелкого буржуа от перестройки, когда он мне объяснял свою стратегию и ту роль, которую должна сыграть его жена Раиса. Помню и о том, как он боязливо жаждал одобрения и любви со стороны других генеральных секретарей. Престиж был ему всегда важен. Однажды, когда он сомневался в себе, я попытался его успокоить. Правда, аплодисменты с Запада были ему дороже».
Политика Горбачёва раскачивала весь социалистический блок. Восточную Европу накрыла волна «бархатных революций», а на востоке Германии ширилось движение за воссоединение с ФРГ. Те, кто ей противился, объявлялись консерваторами, которым пора уходить. В 1989 году Хоннекер серьёзно заболел, и на время был вынужден отойти от дел. Сторонники Горбачёва в ГДР решили, что настало время избавиться от устаревшего лидера. Постепенно в Политбюро СЕПГ крепли реформаторские силы. Под напором разного рода обстоятельств 18 октября 1989 года Хонеккер покинул все руководящие посты в стране. Спустя менее чем месяц пала Берлинская стена, а менее чем через год Западная Германия поглотила ГДР.
После объединения Германии власти начали сводить с Хонеккером политические счёты. Ему светила тюрьма за расстрел людей возле Берлинской стены и на границе ГДР и ФРГ. В 1990 году ему пришлось укрыться в советском военном госпитале в Потсдаме, а в марте 1991 года он перебрался в СССР, где жил на правах личного гостя Горбачёва. Однако Советского Союза вскоре тоже не стало…
Хонеккер попросил убежища в посольстве Чили в Москве. Он хотел перебраться в Латинскую Америку, где жила его дочь. Но чилийцы в убежище отказали, а президент капиталистической России Борис Ельцин в середине 1992 года удовлетворил запрос Германии о выдаче Хонеккера.
Из тюремного дневника Эриха Хоннекера: «Жизнь идёт своим чередом. Сейчас я много читаю и слушаю радио. Мир сошёл с ума – российский госбанк штампует рубли, каждый месяц по 250 миллиардов. Ельцин объявил распродажу. В отличие от русских мне больше не надо бояться пьяницы».
Когда мы сегодня задаёмся вопросом, почему у России нет союзников, нужно вспомнить конец 1980-х – начало 1990-х. Какими бы ни были взгляды Эриха Хоннекера, он всегда был верным союзником нашей страны. Выдача смертельно больного человека его политическим противникам покрыла нашу страну несмываемым позором, печать которого остаётся на России и по сей день. 80-летнего политика привлекли к суду, ему грозило до 20 лет тюрьмы. Хотя вменить бывшему вождю ГДР было нечего. Главу ГДР обвиняли в том, что он отдавал распоряжения об обеспечении безопасности своего государства. Попахивало откровенным политическим судилищем.
29 июля 1992 года Эрих Хонеккер вылетел в Берлин, где в аэропорту Тигель был арестован и препровождён в тюрьму Моабит. Круг замкнулся. Антифашист, прошедший застенки гестапо, снова оказался в тех же стенах.
Те, кто ожидал увидеть сломленного, испуганного старика, были удивлены. Эрих Хоннекер не собирался каяться, он был намерен бороться.
Из тюремного дневника Эриха Хоннекера: «Процесс должен продлиться два года. Пока я жив, я буду защищать себя. Это моя обязанность, прежде всего, перед гражданами ГДР. Сейчас каждому стало понятно, что КПСС под руководством Горбачёва сдала империалистам и Советский Союз, и все страны Варшавского договора. Сейчас всё начинается снова, возможно, Третья мировая война уже идёт».
Судить сломленного легко и просто, а что делать с Хоннекером, было неясно. Всё больше звучало вопросов – на каком основании вообще судят? Комедии добавляли обвинения в расхищении социалистической собственности – это в капиталистическом-то государстве! Неизвестно, куда зашёл бы процесс, но тут пришло окончательно заключение немецких медиков – диагноз, поставленный советскими врачами, верен. Рак печени убьёт Хоннекера раньше, чем завершится процесс. Адвокаты подали прошение о прекращении дела.
13 января 1993 года Суд земли Берлин прекратил дело в отношении Эриха Хоннекера. Последнему руководителю ГДР разрешили уехать в Чили к дочери. Там 29 мая 1994 года он и скончался. Хонеккер до последних дней был верен своим коммунистическим идеалам. И в этом смысле он заслуживает глубочайшего уважения.