А этим вы гордитесь, губернатор? Брянская область, Карачевский район
Брянские комсомольцы и коммунисты выпустили второй видеоролик с рассказом о «процветающей» Брянщине под руководством А.В. Богомаза.
Пришло время рассказать, до какой разрухи довели новые «эффективные собственники и управленцы» Карачевский район и г. Карачев.
Но поскольку не каждый житель района может посмотреть этот видеоролик, то мы, как и прежде, переводим в текстовый формат этот небольшой, но достойный внимания документальный фильм.
Коммунисты прекрасно понимают, что снятый ими небольшой документальный фильм-путешествие не перевесит килотонны ежедневной губернаторской пропаганды. Но всё же надеются, что каждый человек, увидевший его (и прочитавший эти строки), согласится с нами: что-то на Брянщине идёт не так. Ведь не так жутко и убого должна выглядеть счастливая деревня, облагодетельствованная крутым губернатором.
Рассказ о Карачевском районе мы решили начать с сайта Карачевской районной администрации. Сразу же натыкаемся на хвалебную статью «Слово женщинам-лидерам». Здесь пишут, как глава администрации района Людмила Лужецкая приняла участие в дискуссионном клубе «Хозяйки территорий: развитие и благополучие», организатором которой является Совет Федерации.
Цитирую: «Людмила Валерьевна Лужецкая вкратце ознакомила коллег с историей древнего Карачева, с культурными ценностями города, рассказала об основных промышленных предприятиях, аграрном секторе, экономическом потенциале района, о готовности к реализации и о реализующихся перспективных инвестиционных проектах.
Самое интересное: таких существенных результатов, по мнению главы администрации района, удалось достичь благодаря целенаправленной работе на перспективу губернатора Брянской области Александра Васильевича Богомаза».
Градус цинизма и верноподданничества слов Людмилы Лужецкой могут оценить только жители карачевской глубинки. Всем остальным мы поясним, что на самом деле происходит у этих хозяев территорий в районе.
Законом Брянской области от 1 июля 2017 года № 47-З были упразднены населённые пункты как фактически не существующие в связи с переселением их жителей в другие населённые пункты: в Бошинском сельском поселении исчезли деревня Азарова, деревня Беляева, деревня Синичина; в Вельяминовском сельском поселении упразднили деревню Бугры, посёлок Голицын, посёлок Гремучий, деревню Уткина. В Дроновском сельском поселении исчезла с карты деревня Богатырёво. Итого 8 деревень.
Вот они – на карте района – в виде грибов от атомного взрыва.
Ждут своей очереди на упразднение ещё несколько десятков (!) деревень, в которых либо не осталось жителей, либо доживают свой век несколько стариков. Чтобы не быть голословными, посчитаем эти страшные цифры.
По сельским поселениям: Ревенское – 7 деревень, Песоченское – 3, Мылинское – 2, Дроновское – 7, Верхопольское – 10, Вельяминовское – 6, Бошинское – 9. Карачевское городское поселение – 8 деревень.
Итого, в очереди на упразднение 52 деревни, мы их пометили на карте района значком пожара.
Из 120 населённых пунктов Карачевского района осталось заселённых около семидесяти.
Когда-то 15 самостоятельных сельских Советов укрупнили до 7 сельских и 1 городского поселения, и те сегодня дотационные. За 30 лет капитализма численность населения района сократилось на четверть и едва превышает 31 тысячу жителей, 15-20% из которых, согласно статистике, постоянно находятся на заработках за пределами района!
Комментарии, как говорится, излишни. Но, как утверждает «почтеннейшая» Людмила Валерьевна: «Таких существенных результатов удалось достичь благодаря целенаправленной работе на перспективу губернатора Брянской области Александра Васильевича Богомаза».
Давайте проедем по сельским территориям Карачевского района. «Мираторговские красоты» пусть посещает администрация области и района, а мы посмотрим, как живут сегодня на селе её простые жители.
Вот, неподалеку от Алымово, совсем недавно была ферма. Коровник и телятник пока в приличном состоянии, тёплые, но фермерам пришлось оставить это место. Мы не знаем, по какой причине. Если верить губернатору, то по его словам у нас очень серьёзная поддержка сельхозпроизводителей. Но, видимо, на деле оказывается, что не до всех она доходит. Этим бы труженикам и фермам – да родственника губернатора, росли бы, как на дрожжах.
Заедем на минутку в Алымово. Посмотрите на этот сельский клуб, в котором вся деревня голосует за «Единую Россию».
По пути, в Юрасово, обнаруживаем закрытый спиртзавод. Так с наскока причину его закрытия не определишь, конечно. Может самогонщики злые в этих местах, может родственники опять подкачали.
Дорога очень плохая и до и после Юрасово, это надо отметить. Сочувствуем местным жителям и школьникам, ежедневно трясущимся здесь во время своих поездок на работу или в школу.
Проезжая Бошино, не могли не вспомнить о фермерском хозяйстве Елены Дубининой. Не знаем всех тонкостей этого дела, но прекрасно помним, как несколько лет назад областное начальство носилось с этой фермой, как с писаной торбой. Потом вдруг источник государственной помощи иссяк, инспекторы Россельхознадзора даже добились закрытия фермы. Губернаторская пресса сообщила о нарушениях ветеринарного законодательства и это – всё. Может, это как-то было связано со сменой губернатора, но итог один – процветающего хозяйства больше нет.
Едем дальше. Нам посоветовали съездить в с. Алексеева, там, якобы, подъём сельского хозяйства виден в полный рост. Так мы и сделаем.
Въезжаем. Село большое, в прошлом очень перспективное, уютное и обустроенное. Не в каждой деревне даже в советское время был хороший клуб, своя большая школа и детский сад, больница недалеко. И с работой у местных жителей не было проблем.
Надо ли быть большим аналитиком и учёным, чтобы понять – для сохранения жизни села нужно помочь людям, проживающим в нём, обработать землю. А вот чтобы убить любое, даже самое крепкое и распрекрасное село, достаточно продать или сдать в аренду земли вокруг него. Только и всего.
Власти давно самоустранились от решения земельного вопроса в пользу людей, проживающих на территории. Они этот вопрос решают в свою пользу. И плевать, что деревни умирают, они за это не несут ответственности, им выгодно очистить землю от аборигенов.
Мы приехали прямо к воротам детского садика. К сожалению, кроме чудом уцелевших ворот, здесь ничего не сохранилось. Нет здания, нет площадки для прогулок с грибочками, песочницами и качелями, не слышно детского смеха и не видно слепленных детскими руками смешных снеговиков. Остался только деревянный туалет. Максимальная степень оптимизации, круче было бы только кладбище.
Подъезжаем к школе. Руководство Карачевского района при советской власти денег на детишек не жалело. Хорошую школу для детей построили, добротную: два этажа, большие окна, светлые классы. Представляете, сколько здесь выдано аттестатов, путёвок в большую жизнь! Сколько получено пятёрок! Сколько слёз пролито при расставании со школой и с друзьями! И где всё это сегодня? Ни ума, ни совести у вас, оптимизаторы.
Теперь уже было ясно, что и в клубе нас ожидает примерно такая же картина. И всё же мы решили выполнить нашу грустную миссию. И вновь нашему взору предстало когда-то добротное здание, просторное и светлое. Кино, дискотека, библиотека, кружки – кому это всё мешало? Оказывается, не мешало, просто денег нет на его содержание. Так вы землю-кормилицу верните людям, вот денежки-то и появятся. И на школу, и на клуб, и на прочую социальную инфраструктуру. Как это было в советское время, когда вся социальная инфраструктура была на содержании у колхозов и совхозов. За 30 лет правления единороссов исчезли сельхозпредприятия. А вместе с ними ушла из сёл жизнь.
Совсем недалеко от оптимизированного очага культуры стоит памятник погибшим в войне землякам. Не скажем, что памятник позабыт-заброшен, пока это не так, хотя некоторые фамилии читаются с трудом, много ржавчины и трещин.
О другом хочется спросить губернатора. Без школы, детского садика, дома культуры, больницы долго ли протянет деревня? Вот и мы думаем, что она обречена. Остался только вопрос времени – сколько она ещё протянет. И что тогда будет с памятником погибшим землякам? Кто за ним будет ухаживать, когда вместо деревни вокруг вырастет лес? Хорошо, что сейчас пока высшее руководство страны может за плохое содержание памятников по головке не погладить. А вот то, что закрытие школы и садика в деревне – это первый шаг к уничтожению всех наших памятников и обелисков – неужели сложная мысль?
К сожалению, именно социальные учреждения в последние десятилетия массово закрывались. Количество школ в районе снизилось почти наполовину! За годы псевдодемократического развала всего и вся закрыли не менее 10 школ. К примеру, сравнительно недавно закрыли Юрасовскую, Петровскую, Бережанскую и Новгородскую школы. Естественно, где закрыли сельские школы, там были ликвидированы и детские сады. Но и в Карачеве в своё время были закрыты детсады «Теремок», «Ласточка», «Звёздочка»…
Что касается медицины, то закрытие Бошинской и Вельяминовской участковых больниц и хроническая нехватка медперсонала в Карачевской ЦРБ – это только вершина айсберга. В советское время в районе было полтора десятка сельских Советов, в каждом из которых был ФАП или медпункт! Сегодня сельских поселений осталось всего 7, в которых, по логике вещей, должно оставаться по ФАПу, а учитывая текущее состояние сельских дорог и ухудшившееся транспортное сообщение, медицина для селян стала почти недоступна.
Возвращаемся в Карачев. Между нами говоря, промышленная мощь Карачева впечатляет только очень впечатлительных людей. Парочки небольших заводов для такого города маловато.
Мы рады, что АО «Метаклэй» пережил Чубайса. Это хорошая примета. Недавно там запустили новую производственную линию. Как отметила на церемонии её открытия заместитель генерального директора МОНОГОРОДА.РФ О. Макаева, «Стеклопластиковая лента, которая будет производиться в небольшом моногороде Карачев, не имеет аналогов в России. Благодаря проекту в экономику города уже привлечено более 330 миллионов рублей инвестиций, созданы новые рабочие места. Вместе с жителями моногорода радуемся этому событию». Только достанутся этим радующимся жителям моногорода хотя бы крохи от этих миллионов?
Мы рады, что АО «Карачевский завод «Электродеталь» ещё жив и его продукция пригодилась оборонке. Жаль, что сегодня количество работающих на нём жителей Карачева в несколько раз меньше, чем при СССР. Если в советское время на «Электродетали» работало 7000 человек, то сегодня численность коллектива не дотягивает и до 1500. Жаль, что забросили и погубили профилакторий. Здание, переданное на муниципальный баланс, не один год разваливалось и растаскивалось. Видно, что забота о здоровье сотрудников явно не стала приоритетом в работе руководства. Жаль, что исчезли, созданные и поддерживаемые предприятием пионерские лагеря «Сказка» и «Чайка». Теперь такого явления, как пионерлагерь, нет и в помине! Да и зарплатой предприятие сегодня также не балует своих сотрудников. Вот, оцените исследование сайта «Indeed». Довольно скромно всё и сильно отстаёт от средней зарплаты по Брянщине. Помните, в августе прошлого года Брянскстат назвал цифру средней зарплаты по Брянщине в 31 226 рублей 20 копеек?
Давайте проедем по городу. Как же неприятно и жалко смотреть на уничтоженные карачевские предприятия. Вот руины НИИТавтопрома – в советские времена одного из ведущих научно-исследовательских институтов в области технологии автомобилей и машиностроения.
Для справки. В 70-х годах прошлого века на карачевском заводе НИИТавтопрома началась работа по подготовке к выпуску токарного станка высокой точности с числовым программным управлением. Уже в 1978 году этот станок демонстрировался на ВДНХ СССР. Завод был награждён Почётной грамотой Министерства автомобильной промышленности.
В 1980 году завод вошёл в состав научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности и стал называться опытным заводом НИИТавтопрома. Продукция завода использовалась на предприятиях автомобильной промышленности. Так, Камский автозавод использовал автомат для сварки колес, а «БеЛАЗ» – подъёмники для вывешивания колёс.
Не стало гигантов отечественного автомобилестроения, исчез и карачевский завод…
Кроме НИИТавтопрома, уничтожен Карачевский экспериментально-механический завод.
Для справки: Карачевский экспериментально-механический завод (КЭМЗ) был организован в 1960 году на базе нескольких цехов райпромкомбината. Он выпускал мебельную фурнитуру, пневматические пистолеты и другое оборудование для мебельной промышленности. На нём трудилось 1500 человек.
Сейчас бывший завод является торговым центром «Металлист». Ну, если что-то и растёт сейчас на Брянщине повсеместно, как грибы после дождя, так это торговые супермаркеты и торгово-развлекательные центры. И Карачев в этом плане исключением не стал.
Кроме всего прочего ликвидированы предприятия ремонтно-строительной отрасли: ДРСУ-2, ПМК, РСУ, стройучасток. Жилищный фонд и инфраструктура – водопровод, канализация, электросети, придомовые территории – стали стремительно стареть и ветшать. Карачевский водоканал дышит на ладан, над ним витает дух банкротства. И это далеко не полный перечень потерь! От некоторых уничтоженных предприятий даже фундамента не осталось. Такое ощущение, будто у нас снова хозяйничали гитлеровцы, и район только освободили.
Мы спросили жителей, что они думают по поводу работы в Карачеве? Их ответы нас не порадовали. Жители сёл и деревень, оставшись без работы и без денег, продали свои земельные паи за гроши, и пашня оказалась в собственности у нескольких землевладельцев, у которых количество работников сокращено до минимума, да и тем платят сущие копейки. Вот и вынуждены эти лишние люди идти в батраки к тому же «Мираторгу».
В городе ситуация не лучше. Даже если молодой специалист устроился на работу, то купить на зарплату жильё – непосильная задача. Когда производство перестало быть самодостаточным, то практически до минимума свернулось строительство жилья. По этой причине нет квартир и для молодых врачей. И такое положение дел абсолютно во всех сферах. Карачевский район для жизни стал неконкурентоспособен с другими территориями. В итоге молодёжь покидает свою малую родину, превращаясь в столичных «гастарбайтеров».
Единороссы-функционеры любят повторять, что настоящим делом занимаются только они, остальные же только сотрясают воздух.
Похоже, что эти люди, начиная с самых верхов, совсем не понимают своих обязанностей перед народом России. Не отбирать землю у людей для передачи и продажи её крупным землевладельцам, а организовать сельскохозяйственное производство с ними должны губернатор и вся чиновничья рать. Не отправлять весь район на заработки в Брянск или Москву, а организовать производство на месте. А если вы этого делать не умеете, то уходите.
Уважаемые товарищи, друзья, труженики Карачевского района»! Наша малая родина – в большой опасности. Мы видим, что правящая партия не в состоянии даже осознать губительность своего курса. Прошедшие выборы губернатора области продемонстрировали, что у единороссов нет конструктивной программы развития области.
Такую программу обнародовала только КПРФ! Годами борьбы мы доказали, что только у коммунистов есть гражданское мужество и смелость быть несогласными с решениями нынешней власти, говорить о реальном положении дел и предлагать реальную альтернативу в пользу простых людей.
Народ будет вынужден вернуть власть в свои руки, и после этого наш легендарный и героический Брянский край и вся наша страна вернутся на социалистический путь развития!
Анатолий Маринин.
P.S. Видеоролик вы можете посмотреть на ЮТУБ-каналах «Красный Брянск» и «Блинские новости».
Опубликовано в № 7 (1318) газеты «Брянская правда» от 19 февраля 2021 года.