Ленин и Брянщина. Ленинская «Искра», разбивающая оковы

  • Posted on: 9 February 2020
  • By: koms
Рубрика: 

«Газета – не только
коллективный пропагандист
и коллективный агитатор,
но также и коллективный организатор».

В.И. Ленин.

Выступления рабочих и крестьян Брянщины были составной частью общего революционного движения в стране в начале XX века, свидетельствовавшего о том, что в России зреет народная революция, во главе которой идёт самый революционный в мире рабочий класс, имеющий такого серьёзного союзника, как революционное крестьянство.

За границей начала издаваться первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета «Искра», созданная В.И. Лениным. Эпиграфом для неё взяты слова из ответа декабристов Пушкину – «Из искры возгорится пламя!» Русские марксисты твёрдо стояли на почве провозглашенного Марксом великого лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», рассматривали себя как один из отрядов международного рабочего движения.

«Искра» начала свою деятельность в обстановке, когда Российская социал-демократия переживала серьезный кризис. Она оказалась расколотой на два противоположных направления: революционное во главе с В.И. Лениным и оппортунистическое. Нужно было объединить все революционные социал-демократические силы на борьбу против оппортунизма, преодолеть идейный разброд и создать в России боевую, марксистскую партию.

Газета «Искра» сыграла огромную роль в развитии классового сознания рабочих, их революционного воспитания. Вот что писал в редакцию «Искры» неизвестный автор о рабочих Брянского завода, расположенного в Бежице:

«...для наблюдателя, который видел рабочую бежицкую массу в 1897-98 гг. и затем в 1901-1902 гг., резко заметен подъём сознательности этой массы, широкое распространение среди неё всех общественно-политических запросов, которые возникали в 90-х годах лишь в головах немногих рабочих».

На Брянщину «Искра» поступала через Мценск, Орёл и Гомель. «Искру» читали во всех социал-демократических кружках, её распространяли среди рабочих и крестьян. На Брянском заводе, к примеру, только 8 марта 1902 года было распространено 800 экземпляров «Искры» и нелегальных брошюр.

В те же годы ленинская «Искра» стала настоящим другом, учителем рабочих и крестьян. В ней были ответы на волнующие их вопросы, дружеские советы, а в необходимых случаях и нелицеприятная критика.

Первого мая 1902 года в корреспонденции о забастовках на Брянском заводе «Искра» писала:

«Как ещё наивны наши брянские рабочие, видно из того, что первым долгом после уменьшения расценок они пошли жаловаться приставу, и этот господин, очевидно, усвоивший «новый курс», изъявил полную готовность помочь рабочим и призывал всякие беды на голову заводской администрации. Кончилось дело тем, что 70 человек из стачечников было уволено и из них 20 человек старых рабочих, которые не должны бы быть уволены, так как остались поступавшие позднее их; очевидно рассчитаны они, как зачинщики».

Рассказывая далее об одной из неудавшихся попыток администрации снизить расценки рабочим, газета замечает:

«Здесь необходимо отметить, как легко уступает наша заводская администрация, как она труслива и как много, сравнительно, могли бы добиться от нее брянские рабочие, если бы проявили больше смелости, настойчивости и солидарности в защите своих интересов».

Усилия революционных социал-демократов приносили свои плоды. День ото дня росла сознательность рабочей массы, крепло её стремление бороться с угнетателями. Очень убедительно об этом свидетельствуют официальные документы губернского жандармского управления. 16 марта 1903 года из Брянска в Орёл послано донесение. Автор его писал: «...за последние два года идеи общественно-политического характера получили столь широкое распространение среди рабочей массы на Брянском заводе, что в настоящий момент рабочие Брянского завода представляют из себя вполне подготовленный материал для экспериментов в противоправительственном направлении. В последнее время «сознательные рабочие», ободренные, по-видимому, общим недовольством, охватившим население Брянского завода вследствие ухудшения экономических и бытовых условий, снова организуются в кружки.

Кружки составляются из большого числа членов и для сношения между собой выбирают испытанных лиц...».

В № 22 и 23 (июль-август 1902 г.) «Искра» поместила корреспонденции, в которых сообщалось о деятельности Новозыбковской организации РСДРП. Готовясь к первомайскому празднику 1902 года, эта организация распространила большое количество листовок, вызвавших «чрезвычайный переполох у полиции». В день Первомая, как отмечала «Искра», в Новозыбкове состоялась политическая стачка, город имел «праздничный вид», широко распространялась социал-демократическая литература.

Широкие размеры приняло крестьянское движение. Этому способствовала растущая борьба городских рабочих, массовое возвращение крестьян-отходников в деревню, усиление социал-демократической работы среди крестьянства.

Следует отметить, что к началу XX века качественно изменилось само крестьянство, вследствие чего его борьба стала более упорной и организованной. С развитием капитализма, как писал В. И. Ленин: «На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наёмной работы».

Весной 1902 года произошло крупное волнение крестьян соседних деревень Ущерпье, Теремошка Суражского уезда и Синий Колодец Новозыбковского уезда. Помещики Листовский и Муханов отобрали у крестьян около двухсот десятин земли, которой те пользовались раньше. Крестьяне много лет судились с помещиками и, не добившись правды, решили пожаловаться царю. Но царь, как и всегда, остался на стороне помещиков. Тогда крестьяне силой отняли у них землю. Волнение было подавлено отрядами казаков. Многие крестьяне были арестованы и подвергнуты телесным наказаниям.

Про этот факт на своих страницах в № 23 за 1902 год рассказала газета «Искра». Она писала:

«...Крестьяне сёл Ущернье и Теремошка давно уже враждуют с помещиками из-за границ. Земля не размежевана с 1861 года. Особенно резкий характер эти споры приняли в последнее время... В прошлом году Листовскому (помещику) уже пришлось прибегнуть к полиции для водворения порядка в Усчернье. Тогда же он обещал им прислать землемера, но не исполнил своего обещания, и крестьяне в нынешнем году заняли спорный кусок земли. Теремошевские крестьяне тоже решили занять сорок десятин сенокоса... К крестьянам названных двух деревень присоединились крестьяне Синего Колодца...» (В газете «Искра», по-видимому, допущена опечатка: вместо Ущерпье написано Усчернье, Ущернье).

Нелегальная партийная газета пользовалась большим авторитетом у трудящихся масс, которые оказывали ей всемерную помощь. В 1902 году в одном из писем в Лондон брянские социал-демократы сообщили в редакцию «Искры»: «Был Игнат... (партийный псевдоним агента «Искры» П.Л. Красикова). Установил связь с нами (Брянский комитет). Получил от нас на организацию дела «Искры» 250 руб.».

Ленинская «Искра» высоко подняла знамя борьбы за революционную теорию марксизма. На её страницах были напечатаны разработанные под руководством В.И. Ленина проекты Программы и Устава РСДРП. Местные социал-демократические организации получили возможность детально ознакомиться с целями и задачами партии, а также с организационными принципами, на которых должна строиться партия нового типа.

В искровский период в брянском крае возникли новые социал-демократические кружки и группы – в Брянске, Дятькове, Новозыбкове, Злынке, Стародубе, Унече, Сураже. Окрепла Клинцовская группа. В 1900-1902 годах на всех крупных мальцевских предприятиях уже действовали социал-демократические кружки.

В 1902 году возник Брянский комитет РСДРП – первый партийный комитет на Брянщине. Он объединил социал-демократические кружки Брянска, Бежицы, Радицы, Почепа, Рославля. В состав Брянского комитета РСДРП вошли: Н. Кубяк, И. Никитин, А. Кудрявцев и другие.

Ленинская «Искра» явилась не только идеологическим органом социал-демократических организаций. Она стала их подлинным организационным центром. Редакция газеты была связана с местными организациями через сеть агентов. Они приезжали на места, знакомились с работниками, давали им практические советы. В Брянске, Новозыбкове, Клинцах и других местах работали корреспонденты «Искры», которые распространяли газету, снабжали её местными материалами. Через Гомель и Новозыбков политическая литература, поступавшая из-за границы, направлялась в Москву, Харьков, Тулу и другие города страны.

Влияние ленинской «Искры» на Брянщине усиливалось, устанавливались более прочные связи её с большевистскими организациями.

Н.К. Крупская, как секретарь газеты, от имени редакции постоянно интересовалась положением дел на местах, в свою очередь местные социал-демократические организации обращались в редакцию «Искры» за советами и помощью. 15 декабря 1902 года Н.К. Крупская писала Брянскому комитету РСДРП из Лондона: «Письмо Ваше получено... Сообщите о деятельности Брянского комитета. Употребляем все усилия, чтобы поставить на ноги дело транспорта, надеемся, что скоро дело станет на ноги. Желаем всяческих успехов и шлём привет».

Из Брянщины в редакцию «Искры» часто шли корреспонденции. В них сообщалось о рабочем и социал-демократическом движении. Брянские социал-демократы вносили конкретные предложения об улучшении связей с редакцией ленинской газеты.

Редакция газеты «Искра» имела непосредственную связь и с Новозыбковской социал-демократической организацией. В 1903 году Н.К. Крупская писала:

«Дорогие товарищи! Нам передали ваш адрес и ключ (примечание: на обороте письма написан ключ – слово «Эйдельнант») для сношения, хотелось бы вступить в непосредственную переписку. Пишите нам по адресу № 13. Только прежде чем писать, пробуйте, достаточно ли крепок раствор и хороша ли бумага, а то очень уж часто приходят неудобочитаемые письма. Подписывайтесь: «Акафистов», чтобы знать от кого. Сообщите о положении дел».

В конце 1903 года новозыбковские социал-демократы писали в редакцию «Искры»: «Между прочим нужно вам сказать, что имеем типографский станок и нуждаемся в шрифте. Если бы вы могли указать место, мы были бы очень благодарны. За деньгами остановки не будет».

В ответном письме Н.К. Крупская 4 ноября 1903 года сообщала в Новозыбков: «…Относительно шрифта, вероятно, сможем помочь у. ком. Дайте только явку к вам. Пришлём, куда следует».

В июле-августе 1903 года состоялся второй съезд РСДРП. Он принял Программу, Устав, избрал руководящие органы партии. Тем самым была создана пролетарская партия нового типа – партия большевиков. «Большевизм, – писал Ленин, – существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года».

На основе идейной и организационной платформы ленинской «Искры» осенью 1903 года объединились Брянский и Орловский комитеты с общим названием Орловско-Брянский комитет РСДРП. ЦК РСДРП утвердил его в качестве полноправного комитета. (До 1905 года Орловско-Брянский комитет РСДРП находился преимущественно в Орле, а с 1905 года – в Бежице и Брянске.)

Ленинская «Искра» имела большое распространение на Брянщине. Она воспитывала пролетариат. Умело сочетая широкую массово-политическую агитацию с пропагандой идей марксизма, она раскрывала перед рабочим классом великую преобразующую роль марксистской теории, звала их на борьбу с угнетением и произволом, воспитывала чувство самосознания.

С 52-го номера «Искра» стала меньшевистской. Газета превратилась в орган борьбы против партии, Ленина и его соратников. Социал-демократические комитеты, руководствуясь указаниями В.И. Ленина, в борьбе против меньшевистской агитации усиливают выпуск революционных изданий на местах.

По материалам сборника Я. Соколова и Р. Русанова «В.И. Ленин и Брянский край» (Приокское книжное издательство, г. Тула, 1989 г.).

P.S. от редакции: вам не кажется, уважаемые читатели, что в современной России всё возвратилось на круги своя? Перечитайте публикации нашего внештатного автора Александры Ивановны Гетманчук («За высоким забором лицемерия», «Ловись, рыбка, большая и маленькая!», «Под ЛЭП, на трубу, к чёрту на кулички…» и ещё множество иных)… Разве «земельный вопрос» в Добруни начала XXI века не схож с «земельным вопросом» в Ущерпье начала XX века, а поведение чиновников Добрунского сельского поселения – с поведением ущерпского помещика Листовского? А экономические и бытовые условия заводских рабочих разве не вернулись к тем, о которых писала «Искра»?

А всё потому, что вернулось и другое… Вернулась та самая «наивность брянских рабочих», слепо верящих господам, усвоившим «новый курс»…

И пожинающих плоды своей наивности – вынужденных следовать туда, куда «власть пошлёт – «Под ЛЭП, на трубу, к чёрту на кулички…»

Опубликовано в № 6 (1265) газеты «Брянская правда» от 7 февраля 2020 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет