«Молчите в тряпочки…» Дерзкой и спорящей перестала быть Брянская областная Дума
На месяц лишили права голоса и выступлений главного оппозиционера регионального парламента, первого секретаря Брянского обкома КПРФ Андрея Архицкого, его коллеги-депутаты. Коммунист-трибун посмел подробно расспросить губернатора Александра Богомаза о заявленных им успехах в эпоху ковида.
Не обошлось без скандала тринадцатое заседание Брянской областной Думы седьмого созыва, которое состоялось в четверг, 28 мая.
Как только глава фракции коммунистов в региональном парламенте Андрей Архицкий стал в самом начале сессии задавать вопросы по внесённым в её повестку темам, другие депутаты – от партии власти, в частности, принялись его перебивать, намекая, что неплохо бы замолчать. Известно ведь давно, что парламент в России – не место для дискуссий.
Андрей Архицкий. Фото: kprf32.com.
В итоге трибуну Архицкому коллеги, в большинстве своём молчаливые и ничем себя не выдающие, большинством голосов вынесли предупреждение. Думали наверняка, что остановится. Но нет. Андрею Георгиевичу не терпелось подробно расспросить главу региона Александра Богомаза. Губернатор, посетив заседание Думы, пространно рассказал о «потрясающих успехах», достигнутых Брянской областью, несмотря на коронавирус.
И ладно, если бы Архицкий в правильном для власти направлении уточнял, так сказать, изложенные Богомазом положения и обобщения. Но нет: он задавал совершенно недопустимые по уровню дерзости и несогласованности вопросы.
В общем, какому губернатору такое понравится…
Начальственное настроение точно уловил, судя по всему, заместитель председателя облдумы Виталий Беляй – бывший и во многом нынешний, как говорят, руководитель второго города региона – Клинцы. Он внёс на рассмотрение коллег предложение проголосовать за лишение депутата Архицкого права голоса на месяц. Причём, с очень чудной формулировкой, – «за грубые и некорректные высказывания, порочащие честь и достоинство народного избранника Брянщины».
Что это были за высказывания, разбираться особо не стали. Просто утвердили предложение Беляя. «Так надо, детка!», – как говорилось в одном фильме.
Фото пресс-службы Брянской облдумы.
– Я записался на выступление, чтобы при всех спросить Виталия Беляя, что это были за грубые высказывания, но спикер Попков Владимир Иванович поторопился свернуть все обсуждения и объявил о закрытии заседания, – рассказал «Брянскому ворчуну» другой депутат-коммунист Константин Павлов.
После Думы Архицкого вызвали на комиссию по этике, где ему, вероятно, и дали полный расклад по недопустимости его депутатского поведения.
КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТОЛОГА
«Парламент – не место для дискуссий…», – эта фраза, сказанная в начале «нулевых» лет спикером Госдумы Борисом Грызловым, обрела со временем символическое значение. Вспоминается она мною нередко, особенно когда заходит речь о качестве нашей политической системы и, прежде всего, – об институтах представительной власти.
У нас на Брянщине есть свой основной орган представительной власти – это Брянская областная Дума. По замыслу своему она должна быть, образно говоря, высокой трибуной, с которой посредством уст депутатов должен звучать громкий голос народа, т.е. нас с вами. Ну и как: звучит? Вы слышите этот голос?..
«Не слышим мы его, этот самый голос», – скажет «простой» житель многострадальной Брянщины. И он, этот житель (он же и избиратель), окажется очень близок к истине. Даже люди, в силу своей профессии интересующиеся политической жизнью в регионе, скажут: «Да, тут есть проблема, однако…».
И в чём же эта проблема состоит?
Скажу прямо: почти нет этого голоса. А когда-то он был.
Были времена интересные. Например, в 90-е годы областная Дума второго созыва выступала публично за импичмент Президенту страны Ельцину. Какая дерзость, однако!
А были времена, когда некоторые депутаты областной Думы в знак протеста устраивали пикеты в центре Брянска. Более того, был даже случай, когда летом 1998 года депутат Ольга Денисова проводила публичную голодовку на площади Ленина: она тем самым протестовала против, как ей казалось, несправедливых действий в Думе в отношении её.
Бывали и разного рода смелые демарши оппозиционной части депутатов. Так, весной 2003 года, чтобы заблокировать принятие новой редакции Устава Брянской области, группа депутатов третьего созыва просто покинула заседание. Кворум был сорван…
Нечто подобное было в ноябре 2007 года, когда на очередной сессии Думы четвёртого созыва решался вопрос о продлении полномочий губернатора Николая Денина. Тогда группа депутатов (6 или 7 человек) в знак протеста против лишения их слова покинула сессию. Был резонанс…
А вот и другие примеры, которые говорят о том, как было «раньше».
В конце июля 2006 года Дума четвертого созыва (в ней тогда была вполне деятельная оппозиция) принимала повестку дня своего заседания. Страсти по повестке дня так кипели, что она была утверждена лишь к трём часам дня, а сессия завершилась только к шести часам вечера… (чуть было не сказал: «… после войны») после рассмотрения 15 вопросов.
А в конце ноября того же года на очередной сессии рассматривался вопрос о принятии областного закона «Об общественной палате Брянской области». Так вот: дискуссия по поводу статьи 6 того закона (о механизме формирования Палаты) была такой острой, что сессия завершилась лишь к половине восьмого вечера.
Депутаты спорили, и это было нормально!
Сегодня, судя по всему, для нашего областного «заксобрания» уже давно наступили иные времена. Времена эти теперь тихие и практически бесконфликтные, в духе всеобщей «стабильности». Да и с кем конфликтовать-то? Не с губернатором же: так ведь и депутатский мандат отберут ... А там и личный бизнес прикроют…
Нет, не надо конфликтовать, парламент – не место для дискуссий, как учил Грызлов. И вообще, надо жить дружно, говорил в одном мультфильме кот Леопольд ещё задолго до Грызлова.
Вот и получается, что нынешняя Брянская областная Дума – это странный объект в нашем крае с трудовыми и иными традициями. Она вроде бы и есть, но голос у неё…
Как там у поэта Владимира Маяковского: «тоньше писка»? Где, к примеру, был голос Думы два года назад, когда протаскивался закон о пенсионной «реформе»?
Вот прошло очередное – тринадцатое заседание Думы. Как долго оно длилось? Какие были споры? А протесты, демарши, скандалы были?
Впрочем, на этот раз всё же случилось «событие»: депутат Андрей Архицкий настойчиво пытался какие-то вопросы губернатору поставить. Но эти действия «правильное» депутатское большинство посчитало неправильными и даже бестактными, и, защищая первое лицо региона от нападок Архицкого, лишило своего коллегу права голоса на месяц. Чтобы впредь знал. И чтобы все тоже знали.
Конфликты, протесты, демарши… Ну, вы, однако, «даёте». Какие-такие конфликты могут быть (за редким случаем) сегодня в областной Думе её седьмого по счёту созыва? Показное «единство» спикера нынешней Думы и действующего губернатора, их совместное разрезание ленточек на пиар-церемониях уже давно стало символом слияния в регионе представительной и исполнительной власти.
В этом слиянии и возникшем симбиозе торжествующей власти место и роль Думы всё более и более очевидна: это зависимая и покорная, вассальная роль. Так что забудьте о дискуссиях, поскольку «приехали»…
Берегите себя. Нас ожидает замечательное лето!
Владимир ГОРБАЧЁВ,
политолог и кандидат философских наук,
специально для «Брянского ворчуна».
Сетевое издание «Брянский ворчун».
Позже опубликовано в № 23 (1282) газеты «Брянская правда» от 5 июня 2020 года.