Пенсионная «реформа»: Госдума ускорит дефолт харизмы Путина
Кремль распорядился принять поправки к непопулярному закону за пару дней.
Скандальный законопроект о пенсионной реформе будет принят в пожарном порядке. Второе чтение состоится в среду, 26 сентября, финальное третье — сутки спустя, в четверг. Об этом заявил первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. После этого законопроект сразу отправят на одобрение в Совет Федерации.
Как пояснила вице-премьер Татьяна Голикова, с момента первого рассмотрения реформы в Госдуме произошло «достаточно широкое общественное обсуждение». Всего ко второму чтению поступило более 200 предложений – как от президента РФ Владимира Путина и «Единой России», так от регионов. Большинство предложений, отметила Голикова, повторяют инициативы президента.
За желанием принять проект закона буквально за пару дней чувствуется сильнейшее раздражение Кремля. Масла в огонь, видимо, подлил второй тур выборов в Хабаровском и Приморском краях и Владимирской области.
Кандидаты от партии власти, напомним, с треском проиграли оппонентам из КПРФ и ЛДПР во всех трёх регионах. Причём на хабаровских выборах кандидат от ЛДПР Сергей Фургал явно нарушил негласные договорённости с администрацией президента: отказался от первоначального обещания не вести кампанию, и не согласился на предложенный ему пост вице-губернатора.
А в Хакассии второй тур отменили из-за отказа продолжать борьбу действующего главы региона Виктора Зимина («Единая Россия»). Теперь там главным претендентом на губернаторское кресло считается Валентин Коновалов (КПРФ).
Эта ситуация показала, что АП теряет контроль над политическим процессом. При таком раскладе дальнейшее обсуждение ненавистной населению пенсионной реформы, на критике которой оппозиция и набирала очки, становилось просто опасным. В итоге Кремль принял соломоново решение: покончить с процедурой принятия законопроекта как можно быстрее, и тем самыми выбить козыри из рук оппонентов — как системных, так и несистемных.
Надо думать, в рамках той же логики Алексею Навальному дали ещё 20 суток ареста. 24 сентября оппозиционера задержали прямо на выходе из спецприемника № 1, в котором Навальный отбывал 30 суток по ч.8 ст. 20.2 КоАП (повторное нарушение правил организации и проведения публичного мероприятия). После чего доставили в отдел полиции и составили протокол по ч. 4 ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения массового мероприятия, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу) за акции против пенсионной реформы 9 сентября.
Наконец, показательно, что тема референдума против повышения пенсионного возраста начисто исчезла из медийного пространства. По сути, инициативу КПРФ успешно спустили на тормозах.
Словом, Кремль закрутил гайки и прочертил «красные линии». Но будут ли эти меры препятствовать развитию политического кризиса в России — вопрос открытый. Недовольство властью в российском обществе никуда не делось. И плотина рано или поздно прорвётся — пусть не в вопросе пенсионной реформе, так в другом месте. Экстренно сворачивая сейчас обсуждение реформы, Кремль рискует нарваться на ещё более неприятный протестный сценарий. Который может критически совпасть с периодом завершения президентства Владимира Путина, и началом этапа передачи верховной власти.
– Результаты выборов 9 сентября и вторых туров 23 сентября подталкивают власть к поспешным действиям, – считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Кремль не видит альтернативы грабежу граждан — в результате реформы им залезут в карман на 3 трлн. рублей, и только 600 млрд. вроде бы вернут. Разговоры в правительстве, что нужно раскулачить металлургов и другие олигархические группы, так и не перешли в практическую плоскость. И прежде всего потому, что гораздо легче обобрать простых и нищих россиян.
Распорядившись ускорить принятие законопроекта о пенсионной реформе, Кремль рассчитывает поставить население перед фактом. Рассчитывает, что люди примут новые правила игры как данность и успокоятся.
Должен сказать, наш народ обживает любую негативную ситуацию – обживает и учится выживать. Думаю, обживет и ситуацию пенсионного грабежа. Но без сомнений, это негативно скажется и на рейтинге власти, и на роли политической системы. Более того, это ускорит дефолт харизмы Владимира Путина.
«СП»: – Что следовало бы сделать для спасения рейтинга Путина?
– Достаточно было, я считаю, отозвать пенсионный законопроект. Тогда в глазах населения глава государства снова оказался бы «отцом родным». Рассуждали бы люди примерно так: «Да, привкус остался – он попытался вместе с либералами залезть в наш карман. Но ведь одумался – мы его простим».
Но вышло по-другому. Полагаю, путинское окружение не даёт ему сманеврировать и отступить. По сути, окружение делает Путина своим заложником.
«СП»: – Какими будут последствия нынешнего решения?
– Думаю, последствия проявятся в течение ближайших трёх месяцев. И они непредсказуемы. По сути, Кремль загоняет огонь под землю при торфяном пожаре. И теперь этот огонь может вылезти где угодно.
Это могут быть новые беспорядки на межэтнической почве, как было в Западном Бирюлево, или взрыв газопровода, или пожар на объекте инфраструктуры. Но в результате ситуация, что называется, рванёт.
По моим ощущениям, сейчас на дворе 1989 год – по расконсолидации элиты и необдуманным шагам абсолютной власти. Вроде бы только-только прошли президентские выборы 2018 года, по результатам которых выходит, что почти 77% населения любят своего президента. Но надо понимать: Путина любят именно как защитника народа. Пенсионная же реформа перемещает главу государства в условный стан тех, кто шарит в карманах людей. А как известно, от любви до ненависти в России – один шаг.
В 1989-м всенародная любовь сограждан к Михаилу Горбачёву, напомню, сгорела как раз за три месяца. И боюсь, мы стоит на пороге похожих событий.
Да, сегодня система власти ещё контролирует ситуацию. И ничего страшного для неё в Хабаровске и Владимире не произошло: люди избрали спойлеров, но система их приручит и выдрессирует.
Если же Кремль попытается наказать КПРФ и ЛДПР за эти выборы, он вытолкнет протест в несистемное поле. В этом случае можно будет констатировать, что структуры, которые занимаются политическим планированием, всё меньше дружат со здравым смыслом.
На мой взгляд, пока у Кремля и его структур – ожоговая реакция. И в логике этой реакции они совершают всё новые ошибки.
«СП»: – Увидим ли мы в ближайшие три месяца рост уличных протестов?
– Острота пенсионной проблемы уходит – это очевидно. Люди, повторюсь, обживают эту ситуацию. Но проблема никуда не ушла. Возможно, недовольство властью перейдёт в латентные формы. Но будет достаточно любого другого повода, чтобы эти настроения вырвались наружу.
Надо понимать: когда людей ставят перед фактом, это куда страшнее, чем продолжение с ними обсуждения, пусть и неприятного для власти. Когда народ отказываются выслушать, в нём накапливается раздражение. И это чрезвычайно опасно.
Как показали последние протесты по вопросу пенсионной реформы, масштабы акций несколько сократились. Но публика на них, без сомнения, была более радикализированной.
Если именно такой радикализации добивается Кремль – он двигается в верном направлении.
Андрей Полунин, «Свободная пресса».