Первый секретарь Брянского обкома КПРФ А.Г. Архицкий: «Референдум против смуты»
После выборов депутатского корпуса Брянской областной Думы нового созыва прошло уже полгода. Привела ли депутатская ротация хоть к каким-то переменам в работе областного парламента? Об этом, а также о политической ситуации в области – беседа с лидером фракции КПРФ Андреем Архицким.
«СЛАЖЕННАЯ РАБОТА» ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ БОЛОТО?
– К сожалению, в облдуме, – говорит Андрей Георгиевич, – мы наблюдаем то же, что наблюдали раньше: депутатское большинство послушно берёт под козырёк, проштамповывая решения, которые спускаются из областного правительства, и голосуя так, как от него требуют, по законопроектам, поступающим из столицы. Региональный законодательный орган давно потерял свою субъектность, утратил значимость и уже не является независимой ветвью власти, которая должна контролировать власть исполнительную. Это прямое следствие того, что выборы на Брянщине превратились в спектакль: на этапе выдвижения и регистрации с дистанции снимают неугодных кандидатов, в ходе трёхдневного голосования химичат с итоговыми результатами, и как следствие всего этого – депутатами объявляют столько представителей партии власти, сколько необходимо для комфортного существования самой власти.
В депутаты выдвигают в первую очередь работников бюджетных учреждений – вузов, школ, поликлиник, больниц и пр., а также подконтрольных бизнесменов. Первые так или иначе подчиняются правительству области и его профильным департаментам, вторые стремятся в депутаты, чтобы лоббировать свои интересы, а потому тоже зависимы. В качестве альтернативы и якобы оппозиции власть преподносит населению брянскую ячейку ЛДПР, которая на самом деле ничем не отличается от «Единой России», впрочем, как и местные представители «Справедливой России» и журавлёвской «Родины». Последний – так вообще каждый раз использует депутатскую трибуну, чтобы лишний раз подчеркнуть свою признательность исполнительной власти, поблагодарить чиновников во главе с губернатором... Такое заискивание выглядит некрасиво, стыдно всё это слушать.
Поскольку многих наших кандидатов-одномандатников не допустили до выборов, а при голосовании и подсчёте результатов не обошлось без масштабных фальсификаций, КПРФ в областной Думе теперь представляют только два депутата, но мы по-прежнему озвучиваем и отстаиваем своё видение ситуации, отличное от того, что навязывает исполнительная власть.
– Порой приходится слышать от читателей: а есть ли при нынешней атмосфере в областном законодательном органе хоть какой-нибудь смысл участия оппозиции в его работе? Ведь к вашему мнению не прислушиваются, ваши права игнорируют...
– Да, ситуация неоднозначная, и с товарищами, которые так считают, спорить очень сложно. В нашей облдуме, например, все руководящие посты переделило между собой провластное большинство. Хотя в главном законодательном органе страны – Государственной Думе – всё иначе: там все фракции, независимо от количества депутатов, представлены в руководстве парламента. Так почему же этого нет на Брянщине? Ко всему прочему, в руководстве облдумы засели такие неоднозначные личности, как Пронин, неоднократно отмечавшийся своими одиозными высказываниями, близкими к разжиганию социальной вражды.
Перед нынешним облдумским руководством не стоит задача сделать деятельность законодательной ветви власти прозрачной, демократичной, справедливой. А то, что региональный парламент полностью подконтролен губернаторской команде, у нас почему-то называется «слаженной работой ветвей власти», хотя на самом деле это больше напоминает политическое болото. Всё живое выхолащивается.
Что касается нашей фракции, то мы не выступаем против всего и вся, не занимаемся вредительством. Если инициатива нужная и полезная, поддерживаем её, даже если она предлагается единороссами, жириновцами или справедливороссами. А вот они поступают иначе.
Например, фракция КПРФ в Госдуме предложила принять поправку к действующему закону об образовании – сделать приоритетной целевую подготовку специалистов для авиа- и судостроения, ведь дефицит персонала в этой отрасли доходит до 50%, и это в тот момент, когда проваливается программа по выпуску собственных самолётов и судов. Законопроект поступает на согласование в областную Думу. Мы выступаем и на комитете, и на сессии, просим коллег поддержать инициативу, но её отклоняют по формальному признаку – якобы, кто-то не прислал вовремя отзыв.
А когда на следующей сессии обсуждалась аналогичная поправка в ту же статью того же закона, но направленная на подготовку специалистов для автомобильной и дорожной отрасли, мы её поддержали: дорожную отрасль и инфраструктуру страны нужно развивать, там тоже имеется ощутимый дефицит специалистов. Хотя могли бы стать в позу и проголосовать против, ведь эту поправку внесли депутаты из госдумской фракции «Единой России». Но для нас интересы развития страны важнее политических разногласий.
Ещё одна из задач нашей фракции – публично озвучивать партийную оценку социально-экономическим и политическим событиям в области. Естественно, с нашей стороны не может быть постоянного одобрения деятельности губернаторской команды, ибо при всех бравурных отчётах с изрядной долей хвастовства и даже бахвальства, при слащавых панегириках в адрес областных чиновников от некоторых депутатов реальная ситуация совсем иная. Послушаешь заливающихся, как соловьи, прониных и селебиных, и можно подумать, что все проблемы решены и недостатков у нас нет. Только вот и статистика, и совсем не улучшающаяся жизнь брянцев свидетельствуют об обратном. Говорим об этом, задаём неудобные вопросы, что вызывает недовольство и нападки со стороны наиболее оголтелых персонажей, которые уже договорились до того, что депутатов-коммунистов, критикующих сомнительные достижения и спорные действия исполнительной власти, надо лишить права на выступления.
– Те, кто следит за происходящим в стенах областной Думы, заметили, что в новом созыве практически все пленарные заседания не проходят без скандальных стычек с участием депутатов от КПРФ и представителя «Родины» Селебина...
– Я вам больше скажу, это происходит не только на сессиях, но и почти на каждом заседании комитетов, где присутствует этот родинец. Ваша газета писала про весьма мутную историю с попаданием Селебина в депутаты, и у нас сложилось мнение, что его протащили в парламент, чтобы выступал в роли местечкового Жириновского. Но поскольку до покойного лидера ЛДПР ему ой как далеко, на выходе лишь злое шутовство и скоморошничество. Высказывания его многие из присутствующих расценивают как хамские и оскорбительные (об этом нам в частных беседах не раз говорили те же депутаты-единороссы), другие откровенно смеются над ним (что хорошо заметно по видеокадрам из соцсетей).
Но кроме выполнения функции раздражителя этот гражданин имеет ещё и личные мотивы для сведения счётов с депутатами-коммунистами. В 2023 году мы поймали этого артиста на финансовой нечистоплотности и при помощи главного судебного пристава области заставили возвращать государству более миллиона двухсот тысяч рублей долгов, от оплаты которых он пытался ускользнуть. И представьте себе, исполнительная власть, зная о сомнительной репутации этого персонажа, доверила ему руководить областной научной библиотекой...
ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ, А НЕ О ПИАРЕ
– Возникает вопрос: а есть ли смысл в тех заявлениях, в той критике, которые звучат из ваших уст в стенах облдумы, если всё это уходит в пустоту?
– Смысл, безусловно, есть. То, что вы видите по областному телевидению и по картинкам трансляций сессий облдумы в Интернете – далеко не всё, что происходит в стенах этого органа. Но надо учитывать и общий настрой правящей верхушки, стремящейся к подавлению любого инакомыслия, и веру губернатора в то, что всё у нас под его руководством развивается просто замечательно, и в то, что он всегда прав. Причём такую модель поведения он избрал во взаимоотношениях не только с депутатами и представителями политической общественности, но и с простыми людьми. В тех условиях, в которых мы нынче живём, когда очень тревожная ситуация в приграничье, во главе угла должно стоять доверие населения руководству региона, а не шапкозакидательство и демонстрация мнимой стабильности. А у нас – постоянный пиар: то «мышь не проскочит» через «линию Богомаза», как назвали спешно возведённые два года назад оборонительные сооружения в приграничье, то чуть ли не самый лучший в России отряд «БАРС» у нас создали... Один раз эта самоуверенность уже привела к трагедии.
А о том, что брянская власть не делает выводов из своих просчётов и ошибок, наглядно свидетельствует отсутствие взаимодействия с различными политическими силами, с рядовыми гражданами. Посмотрите, как выстроены взаимоотношения с местным населением у губернатора Белгородской области Гладкова, который не гнушается встречаться с жителями приграничья, выслушивать от них непростые вопросы. Или вот в Курской области недавно назначенный врио губернатора Хинштейн довольно быстро сообразил, что с оппозицией нужно выстраивать диалог, а не публично пикироваться.
Вы видели, чтобы наш губернатор приезжал на приграничные территории и встречался с теми, кому больше года не платят компенсации за жильё, утраченное в результате обстрелов с украинской стороны? Лично я не видел. Конечно, если это нужно будет для медийной картинки, чиновники могут собрать подневольных бюджетников, организовать их, как на выборы, и представить простыми людьми, но вот с теми гражданами, кому нужна адекватная обратная связь с властью, кто годами ждёт решения нерешаемых проблем и от отчаяния записывает видеообращения президенту, губернатор не встречается. Сигналы об этом мы постоянно получаем из разных уголков брянского приграничья.
За три последних года серьёзно изменилась карта плотности населения региона, особенно обезлюдел юг области. На встрече с президентом губернатор докладывает, что только за январь Брянщину обстреляли 700 раз – это более 20 раз в сутки. Всё это стало статистикой, а за каждым таким обстрелом стоят судьбы людей. Какое тут может быть благополучие? Только показное. Властью имитируется энергичная деятельность, но жизнь населения не улучшается. Поэтому многим понятно, что КПД от работы нынешней управленческой команды невысокий, а любые её телодвижения больше похожи на информационный шум и вызывают скепсис – ведь очевидно, что реально всё не так, что желаемое выдаётся за действительное. О людях им надо думать, а не о пиаре.
– Официальная статистика демонстрирует рост региональной экономики, значит, что-то всё-таки улучшается?
– В условиях, когда экономика растёт во всей стране, будет мультипликативный эффект, поэтому у тебя тоже будет рост. Экономика может прибавлять даже двузначными цифрами, особенно когда инфляция, по данным правительства РФ, почти 10%, но что толку от этих прибавлений простому человеку? Ведь рост доходов населения не поспевает за ростом цен в магазинах и аптеках. Что нужно людям? Доступное жильё, стабильная работа с достойным заработком, доступная медицина и образование для детей.
Решены эти вопросы? Нет. Уже давно можно было понять, что стратегически выбран порочный курс. За 20 лет область потеряла 220 тысяч человек населения. И картина становится всё хуже.
– Ваши оппоненты из партии власти считают, что оценки КПРФ происходящего в области чрезмерно пессимистические...
– Оценки основаны на реальных событиях. Совсем недавно четвёртый замгубернатора (хоть и бывший) попал «под» уголовное дело. Одновременно с этим в некоторых СМИ сообщили, что возбуждены и расследуются уголовные дела по строительству оборонительных сооружений. Ну нет веры тем, кто на каких-то неоднозначных успехах пиарится, особенно когда это касается вопросов безопасности и военного строительства. Те, кто служил в армии, хорошо знают, что такие темы любят тишину.
Сегодня на повестке дня переговоры о перемирии на Украине. Многие убеждены, что даже если замирение случится, оно будет временным. Но как бы ситуация ни разрешилась, международные партнёры продолжат вставлять нам палки в колёса, будут пытаться играть на внутренних противоречиях, которых в России немало. Именно поэтому КПРФ сегодня предлагает срочно акцентировать внимание на решении внутренних общественных проблем и проводит Народный референдум.
– Но ведь этот референдум – всего лишь политтехнологический приём, не имеющий юридической силы, есть ли в нём смысл?
– Каждый вопрос нашего референдума подкреплён законопроектом КПРФ, который внесён в Государственную Думу. В бюллетене для голосования пять вопросов: четыре федеральных и один региональный. Ну можно же законодательно умерить аппетиты продавцов и ограничить наценку на товары в торговых сетях. Сегодня страна воюет, а кто-то получает сверхприбыли на продуктах питания и лекарствах! Нужно вернуть научно обоснованный возраст выхода на пенсию, как это было до пресловутой пенсионной реформы 2018 года, ведь немалая часть населения (особенно мужчины) не доживает до пенсионного возраста. Не менее важны вопросы национализации жилищно-коммунального хозяйства, поддержки детей войны и мусорной реформы, которая в своём нынешнем виде направлена только на ограбление граждан страны региональными операторами, что мы видим и на Брянщине.
Государство должно разворачивать социальную политику в пользу простого человека, и оно имеет для этого возможности. Если такого разворота не произойдёт, нас ждут неминуемый крах и смута. Народный референдум нужен для того, чтобы придать дополнительный вес нашим законопроектам, направленным на защиту интересов народа: когда мы соберём в их поддержку миллионы голосов избирателей, голосование депутатского большинства Госдумы против этих законопроектов наглядно продемонстрирует, кто есть кто в российском парламенте. И с этим обстоятельством, поверьте, наши политические оппоненты вынуждены будут считаться.
Беседовал Михаил ГРИШИН.
«Комсомолец Брянска», №6 от 31 марта 2025 г.
Опубликовано в №14 (1528) газеты «Брянская правда» от 11 апреля 2025 года.