Против лома нет приёма? Крупные агрохолдинги отнимают земли у СПК «Родина»
Слева направо: первый секретарь Клетнянского райкома КПРФ Л.А. Алейник и первый секретарь брянского комсомола К.Л. Павлов беседуют с пастухом и председателем СПК «Родина» Н.А. Рединовым.
Председатель СПК «Родина» Николай Алексеевич Рединов, который находится у руля сельхозпредприятия 32 года, называет его «последним уголком социализма в Клетнянском районе». Зерновые и корма здесь выращивали на 1130 гектарах, содержали 800 голов скота, постоянной работой обеспечивали около 70 человек (а во время страды – ещё больше). Зарплата выплачивалась без задержек. Сена было в достатке, его даже продавали другим хозяйствам района.
Нынешняя история началась несколько лет назад, в 2012 году. Ради интересов заезжего инвестора, сенатора из Воронежской области Н. Ольшанского, руководство СПК «Родина» вынуждали продать землю чуть ли не за бесценок. Старались, как могли, подключились даже областные власти. Тогдашний губернатор Николай Денин во время совместной поездки в село Мужиново заявлял, что для строительства производственного комплекса необходимы 2,5 гектара, и просил не мешать инвестировать деньги в развитие сельского хозяйства. Однако, по сведениям руководства СПК, гости позарились на всю землю. И начали всячески обхаживать селян, предлагая тем выйти из кооператива и продать свои доли.
Если работники кооператива в большинстве своём отказывались, то учителя и прочие бюджетники вновь подтвердили известное высказывание В.И. Ленина об интеллигенции. Школа превратилась в «рассадник сплетен и кривотолков», ибо её руководство нашло общий язык с чиновниками. По словам председателя сельхозкооператива, работники образования, которые не пахали и не сеяли, но, получив земельные паи во время приватизации, не понимали, что продав их, навсегда лишатся собственности и из хозяев превратятся в батраков.
В помещении школы власти во главе с районной администрацией и пытались уломать селян на собрании. Глава администрации А. Буяков призывал поддержать инвестора – ООО «Брянск-Агро». Мол, они денег в казну больше приносят (1,5 миллиона вместо 600 тысяч от «Родины»). А уж как они закрепятся, так и новые рабочие места появятся, и дома для селян построят новые, и зарплата будет выше среднерегиональной. К СПК «Родина» у районных чиновников была только одна претензия – неправильная регистрация участков, без выделения долей (хотя полтора десятка лет это всех устраивало). А потом приехавшее на собрание начальство начало пугать селян: дескать, председатель сельхозкооператива заложит участки земли в банк, а хозяйство вдруг обанкротится и земля уйдёт. Понимая, что потребуется выделять доли, проводить межевание, тратить на это деньги, а собрание членов кооператива этого явно не одобрит, директор школы Н. Асоскова предложила обратиться в суд для признания недействительным прежнего решения общего собрания и регистрацию земельных участков. А глава райадминистрации А. Буяков её поддержал.
Сами труженики СПК возражали: если выделить доли и продать, то не каждый дольщик (особенно пенсионеры) смогут обрабатывать землю. Доли в 5,2 гектара каждая тут же зарастут сорняком. Но даже если найдутся желающие обработать свою землю, то где хранить и куда деть выращенный урожай? В итоге после выделения паев получится чересполосица, которую и обрабатывать трудно, и дорого не продашь, а кооператив просто исчезнет.
К слову об инвесторе – ООО «Брянск-Агро». Пришёл он в СПК ещё в 2010 году с разными просьбами: выделить площадку для постановки техники на временное хранение и ремонт, наладить электроснабжение и т. д. Встретили ООО с распростёртыми объятиями, пошли навстречу его просьбам, стали оказывать другие услуги: то техникой, то людьми. И, спустя время, истинные хозяева «Родины» почувствовали себя, как тот заяц из сказки, приютивший у себя лису: инвестор решил «прихватизировать» всё хозяйство. Когда это не удалось, пошли иски в суд на расторжение договора аренды и угрозы, что «Брянск-Агро» никаких денег за аренду, услуги и пользование электроэнергией платить не будет, зато может сделать так, что сама «Родина» им это выплатит. И ещё технику отдаст.
Уже тогда администрация Клетнянского района вместо того, чтобы отстаивать интересы своего сельхозпроизводителя, встала на сторону «Брянск-Агро». «Третейский судья» в лице главы администрации Александра Буякова даже написал отзыв на исковое заявление. Председатель СПК «Родина» Николай Алексеевич Рединов тогда объяснил подобный поворот тем, что земли сельхозпредприятия окультурены и обработаны, луга ухожены, имеются все помещения – то есть, там можно производить продукцию без всяких затрат. Поэтому «инвесторы» зарятся на них, а не берут брошенные земли, которых тысячи гектаров на районе. Областной арбитражный суд иск «Брянск-Агро» отклонил.
На некоторое время всё «устаканилось». Но чиновники и различные инвесторы не умерили аппетиты. В прошлом году уже сельская администрация занялась скупкой земли, уже в пользу ещё одного инвестора – ООО АПХ «Мираторг». 108 из 214 долей они купили, а оставшиеся 106 тоже умудрились получить в аренду на 49 лет. В августе 2016 года с подачи Мужиновской сельской администрации 1112 га земли СПК «Родина» были переданы в аренду «Мираторгу». Руководство СПК считает этот договор кабальным, т. к. выкуплена только половина паёв. Вторую половину скупщики получили, по мнению председателя СПК, не вполне законным способом, за 28 рублей в месяц за пай.
Кроме оставшихся паёв, СПК приобретено 25 га земли в соседнем колхозе, проводится межевание 25 земельных долей на землях СПК (130 га), приобретено у дольщиков 8 земельных долей по 5,2 га. Итого вся площадь, оставшаяся в распоряжении СПК сегодня, составляет 701 га – этого вполне достаточно для полноценного ведения хозяйства. Однако разрабатывать землю им мешают вновь появившиеся «инвесторы» в лице «Мираторга».
«Мы землю обработали, удобрения внесли, – возмущается председатель, – а они приехали и задисковали. Впереди пашущих тракторов ставят машины, мешают работать, не переезжать же их. Вот мы и лишились кормовой базы».
Руководством СПК совместно с начальником и главным агрономом районного управления сельского хозяйства были предприняты попытки договориться с представителями «Мираторга» сначала в департаменте сельского хозяйства Брянской области, а затем в их офисе в Выгоничах о разграничении и межевании приобретённых земель. Обе попытки дали отрицательный результат.
В СПК в настоящее время имеется 400 голов КРС, из них 200 – дойное стадо. В 2016 году произведено более 600 тонн молока, своевременно выплачивается заработная плата. За 2016 год было уплачено 3569 тысяч рублей разных налогов. Не имеется никакой просроченной задолженности.
Земли, на которых работало хозяйство, находятся в отличном состоянии. «Мираторг» не затратил ни одной копейки на их рекультивацию. В настоящее время на отобранных у СПК «Родина» землях под охраной добрых молодцев работает техника «Мираторга». Техника и скот СПК изгоняются с этих пастбищ. Сорван весенний сев. Уничтожаются посевы люцерны и тимофеевки, на которые затрачено 700 тысяч рублей.
Председатель СПК сравнивает ситуацию с предприятием с индейцами, которых вытеснили в резервацию. В СПК уже осталось 40 работников на постоянной работе. Среднегодовая зарплата – 10-11 тысяч руб. в месяц. Тот же «Мираторг», пришедший на клетнянские земли, конечно, обещает больше, однако вряд ли местных сельчан к себе возьмёт – лучше завезёт ковбоев, как горько шутит председатель.
Продали паи в основном бюджетники: учителя, врачи, работники библиотек. За 31 тысячу рублей за пай в 5,2 га. Хотя в интернете тот же «Мираторг» сообщает, что в Калиниградской области он платит по 30 тысяч руб. за гектар, в Брянской – 20. Ни о каких собраниях работники СПК не слышали. Хотя чиновники говорят, что в «Земельной газете» всё было опубликовано. Но кто сегодня выписывает или хотя бы читает эту газету?
Затрат у предприятия в этом году меньше. Но и из бюджета СПК получает крохи. Более того, в этом году областные чиновники помогать решили лишь «Брянск-Агро» и «Мираторгу». Приписками хозяйство не занимается. А власти завышение цифр ой как любят в последнее время. Все уже смеялись, как недавно за один осенний месяц полученный урожай за счёт приписок чуть ли не удвоился. А помощь предоставляется лишь за подобные приписки. Такого за 32 года председательствования Н.А. Рединов не припомнит.
На днях руководство СПК обратилось с письмами в областные органы власти и с судебным иском к «Мираторгу». Но пока суд да дело, хозяйство придёт в упадок, а не станет СПК – найдутся желающие растащить всё, что плохо лежит. По словам председателя СПК Н.А. Рединова, «Мираторгу» не указ какие-либо департаменты, для них это вопрос решённый, а потому и возмущаться нечего.
В сельской администрации, оказавшейся полностью на стороне захватчиков, уже давно всё прогнило, как говорят местные жители. Получающие и пенсию, и зарплату чиновники, прочно усевшиеся в тёплые кресла в сельской администрации, уже давно махнули рукой на проблемы местных жителей. Своя рубаха ближе к телу…
И не получится ли так, что против лома в лице крупнейшего в стране агрохолдинга «Мираторг», под контролем которого находятся около 500 000 га пастбищ и 200 000 га сельхозугодий, у тружеников СПК «Родина», да ещё и без поддержки местных и областных властей, не окажется приёма?
Опубликовано в № 22 (1128) газеты «Брянская правда» от 2 июня 2017 года.