Стыдно за страну…

  • Posted on: 5 February 2021
  • By: koms
Рубрика: 

27 января состоялся очередной Всемирный экономический форум в Давосе. На этот форум приглашают ведущих руководителей бизнеса, политических лидеров, видных мыслителей и журналистов. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы. Исходя из задач форума, трудно понять, что там делал президент страны В.В. Путин. Тем более, что в последний раз он осчастливил Давос в 2009 году…

Перед мировым сообществом, по мнению Путина, стоят три ключевых вызова:

1) Социально-экономический: «Только за первые девять месяцев прошлого года потери трудового дохода в мире составили $3,5 трлн. И этот показатель продолжает расти».

2) Общественно-политический: «Рост экономических проблем и неравенства раскалывает общество, порождает социальную, расовую, национальную нетерпимость».

3) Обострение международных проблем: «Нерешённые и нарастающие внутренние социально-экономические проблемы могут подталкивать к поиску того, на кого можно всё свалить, обвинить во всех бедах и перенаправить раздражение и недовольство своих граждан».

В каждом пункте Путин указал на негативное влияние США. К примеру, он заявил, что к «перекосам в глобальном социально-экономическом развитии» привёл навязываемый Штатами «вашингтонский консенсус» (навязывание рыночной экономики по американскому образцу). Он также напомнил о давлении на страны, «которые не согласны с ролью послушных управляемых сателлитов».

По сути Путин заявил миру, что развитие экономики должно быть основано на государственных и бюджетных стимулах. Это – глубинное непонимание законов рыночной экономики, глобальное неверие в частную инициативу, конкурентную среду. Ему, якобы, кандидату экономических наук – тройка с минусом по экономике, а то и двойка. То есть весь праведный гнев Путина по поводу несправедливости капитализма будет работать только внутри России в целях пропаганды, а на мир это впечатления не произведёт.

Америка, Европа переходят на режим огромной финансовой эмиссии, которая позволяет справляться с кризисами. У России, Саудовской Аравии и Китая таких возможностей нет. Поэтому должны быть какие-то другие ответные экономические вызовы. Путин заявил, что сегодня государства столкнулись с угрозой «срыва в мировом развитии, чреватым борьбой всех против всех». Причём его причины кроются в «кризисе прежних моделей и инструментов экономического развития». И это может серьёзно повлиять на ситуацию в мире в ближайшее время. Однако никаких серьёзных военных конфликтов, которыми пугал всех Путин, не случится.

Усиливается социальное расслоение как на глобальном уровне, так и в отдельных странах. Это, в свою очередь, вызывает резкую поляризацию общественных взглядов, провоцирует рост популизма, правого и левого радикализма, других крайностей, обострение и ожесточение внутриполитических процессов, в том числе в ведущих странах. Всё это неизбежно сказывается и на характере международных отношений, не добавляет им стабильности и предсказуемости. Происходит ослабление международных институтов, множатся региональные конфликты, деградирует и система глобальной безопасности.

Напомню, что за 20 лет путинского режима Россия вывела в офшоры более $1 трлн.; потратила более $609 млрд. на поддержку так называемых «дружественных режимов» в других странах и на геополитические проекты (у каждого жителя России отобрано почти по полмиллиона рублей). Видимо, по мнению Путина, воровство денег у граждан страны социально-экономическую ситуацию не ухудшает, эта экономическая модель развития отлично подходит для обобранной до нитки страны.

Общественно-политический вызов, по мнению Путина, состоит в том, что рост экономических проблем и неравенства раскалывает общество, порождает социальную, расовую, национальную нетерпимость, причём такое напряжение прорывается наружу даже в странах с устоявшимися гражданскими и демократическими институтами, призванными сглаживать, гасить подобные явления и эксцессы. Системные социально-экономические проблемы порождают такое общественное недовольство, что это требует особого внимания, требует того, чтобы эти проблемы решались по существу. Реальные проблемы порождают недовольство.

Есть вероятность столкнуться с попытками разрешить назревшие противоречия через поиск «внутренних» и «внешних» врагов. В поиске и придумывании всяческих врагов, Путину, разумеется, нет равных.

По поводу дальнейшего обострения всего комплекса международных проблем Путин заявил, что нерешённые и нарастающие внутренние социально-экономические проблемы могут подталкивать к поиску того, на кого можно всё свалить, обвинить во всех бедах и перенаправить раздражение и недовольство своих граждан. Можно ожидать, что более агрессивным станет и характер практических действий, включая давление на те страны, которые не согласны с ролью послушных управляемых сателлитов, использование торговых барьеров, нелегитимные санкции, ограничение финансовой, технологической, информационной сфер. Подобная игра без правил критически повышает риски одностороннего применения военной силы. Это умножает вероятность появления новых «горячих точек» на нашей планете.

Путин обозначил четыре ключевых приоритета:

«1. У человека должна быть комфортная среда для жизни. Это жильё и доступная инфраструктура: транспортная, энергетическая, коммунальная, экологическое благополучие.

2. Человек должен быть уверен, что у него будет работа, которая даст устойчиво растущий доход и достойный уровень жизни. Он должен иметь доступ к действенным механизмам обучения в течение всей своей жизни, позволяющим ему развиваться и строить свою карьеру, а после её завершения получить достойную пенсию и социальный пакет.

3. Человек должен быть уверен, что он получит качественную, эффективную медицинскую помощь, когда это требуется, что система здравоохранения в любом случае гарантирует ему доступ к современному уровню услуг.

4. Независимо от дохода семьи дети должны иметь возможность получить достойное образование и реализовать свой потенциал.

Только те страны, которые смогут добиться прогресса по обозначенным четырём направлениям, обеспечат себе устойчивое и инклюзивное развитие. Именно эти подходы лежат в основе стратегии, которую реализует моя страна, Россия» (кто ему разрешил присвоить нашу страну?).

Хочется спросить у Путина: кто ему мешал в течение 20 лет сидения на шее россиян двигаться по этим четырём направлениям? «Проклятые пиндосы»?

Что меня удивило в серенькой речи Путина в Давосе?

Исходя из четырёх ключевых приоритетов, указанных Путиным, создаётся впечатление, что практически всё его выступление было очевидно «левым». Он указал, что «усиливающееся социальное расслоение вызывает резкую поляризацию общественных взглядов, провоцирует рост популизма, правого и левого радикализма, других крайностей, обострение и ожесточение внутриполитических процессов, в том числе в ведущих странах». Да и вся риторика Путина была построена исключительно в «левом» (точнее, лево-консервативном) ключе: разгромная критика империализма, «невидимой руки рынка», рейганомики, политики неограниченной эмиссии денег (зимбабвийской школы экономики), прибылецентризма, сверхобогащения мизерного количества сверхбогатых людей и прочих неолиберальных и капиталистических догм.

Путин подчеркнул, что пандемия коронавируса подстегнула, ускорила структурные изменения, обострила проблемы и дисбалансы, ранее накопившиеся в мире. При этом Путин настойчиво и надоедливо выступает коммивояжёром вакцины, пытаясь втюхать российскую «вакцину» всему миру. К сожалению, совершенно безуспешно. Давос – это клуб богатых и успешных. Тут нет потенциальных покупателей типа Аргентины. Да и Путин совсем не подпадает под представителя страны богатой и успешной.

Появление Путина на подобных форумах явно неуместно. Спасителем мира от коронавируса он точно не станет.

Всё более значимую роль в жизни общества стали играть современные технологические и, прежде всего, цифровые гиганты, по отдельным направлениям они конкурируют с государствами. Но, в то же время, Путин не понимает, что соцсети и Интернет невозможно регулировать: тупые законодательные инициативы депутатши И. Яровой обошлись во многие миллиарды бюджетных рублей, но не дали никакого результата (разве что толковые айтишники вынуждены были уехать из страны). Если бы Россия апеллировала к тому, что существуют межнациональные конфликты и сеть должна фильтровать оскорбления национальных меньшинств, здесь пошли бы навстречу. Но когда речь идёт о том, что в российской Конституции написано, что люди могут мирно собираться на митинги, а здесь за призывы к митингам через Интернет привлекают к ответственности, ни одна международная сеть не пойдёт на такие соглашения (а своей сети в России, разумеется, нет).

Риторика Путина в отношении США стала заметно жёстче. Путин давно не критиковал США так, как высказывался о них 27 января. Последние два года президент всячески смягчал тему Запада, промахов США. На «Прямых линиях», во время посланий Федеральному Собранию РФ про Америку говорилось очень мало. В сентябре 2020-го, выступая на Генассамблее ООН, Путин вообще не критиковал Америку, хотя раньше использовал международную площадку для разгрома оппонентов.

Когда против страны вводятся санкции, Кремль спекулирует на том, что, якобы, весь мир ополчился на Россию, мы должны сплотиться. А с другой стороны, если все на нас давят, то это вызывает экономические проблемы. И Кремль оправдывает экономические сложности в России именно давлением извне, изменением на международной арене, а не своим поведением.

Политологи считают, что речь Путина важно рассматривать в контексте скандалов, связанных с расследованиями против него и его окружения. Президенту было важно наладить диалог с Европой, у которой опубликованные материалы вызывают негативную реакцию.

На вопрос «Как Вы видите будущие отношения между Россией и Европой?» Путин ответил: «У нас есть вещи абсолютно фундаментального характера, это общая культура. Французские лидеры говорили о необходимости создания единого пространства от Лиссабона до Урала. Я считаю, почему до Урала? До Владивостока. <...> Западная Европа и Россия должны быть вместе. <...> Сегодняшняя ситуация является явно ненормальной. <...> Но любовь невозможна, если она декларируется только с одной стороны. Она должна быть взаимной».

Понимаете, хочет хоть кто-то российской любви, не хочет – деваться некуда. Здесь уместно напомнить слова бывшего помощника президента Владислава Суркова, заявившего, что единственный эффективный метод на украинском направлении – «принуждение силой к братским отношениям». Если это не получилось с Украиной, можно с уверенностью сказать, что точно не получится с Европой. Добровольно страны Европы ни при каких обстоятельствах не отменят санкции против «зарвавшейся» России, пока не будут устранены последствия её действий, за которые санкции были введены. Так что Европы от Лиссабона до Владивостока, по моему глубокому убеждению, не будет в исторически обозримом будущем.

Путин также заявил, что в истории нет прямых параллелей. Но некоторые сравнивают текущую ситуацию с 1930-ми годами. Он очень любит этот пассаж относительно того, что мир после Первой Мировой войны был заключён настолько некачественно и унижал Германию, что сделал неизбежной Вторую Мировую войну. Он также считает, что мир после «холодной войны», заключённый между побеждённым СССР и победившим капитализмом, был абсолютно неравным. Но дальше Владимир Владимирович не продолжает, потому что его аналогии дальше не сильно впечатляют. Ведь тот конфликт, который был у униженной Германии, вставшей с колен к 1939 г., закончился 1945 годом… Но про этот исход президент молчит. Тут быть похожим на Германию вообще не интересно. Понимаете, где собака порылась?

Мне очень тревожно. Путин почему-то не признаёт, что при нём сложился не государственно-монополистический капитализм, а очередная реставрация феодальных структур. То есть самый обычный феодализм в строго научном смысле – со всеми его сущностными признаками: источник благ – не собственность, а власть, произвол вместо закона, иерархическая структура общества, отсутствие реальной частной собственности, отсутствие разделения властей, торжество мракобесия вместо торжества здравого смысла и т.д.

Коротко говоря, Путин выступил в Давосе в стиле мрачного пророка, предрекая «конец цивилизации». Важно, что Путин выступил после череды расследований о нём и о российских спецслужбах. Хотя глава государства ни разу не упомянул опубликованные материалы, политологи полагают, что его выступление – это реакция на информационную кампанию и сигнал для мирового сообщества о том, чего Москва ждёт от оппонентов.

Итак, что же поведал миру Путин, очень коротко (послушать и почитать этот бессмысленный бред каждый может самостоятельно в Интернете). Путин рассказал Западу, что тот в кризисе и противоречиях. А противоречия таковы, что напоминают лидеру России ситуацию перед Второй Мировой. Ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо. Выход – поиск диалога с Россией, которая часть Европы «и географически, и что самое главное в культурном смысле этого слова, по сути это одна цивилизация». А раньше стоял «вой на болотах» о том, что Россия – особая цивилизация, у неё свой путь, и прочая чушь.

И вот он обращается к Давосу, витиевато намекая на то, что «теперь надо договариваться». Как в детском анекдоте: «А то будет, как в прошлый раз». У нас есть свои ценности, союзники, принципы. Мы их менять не намерены. «Подлаживайтесь вы».

Согласится ли мир на такие условия? Думаю, никогда. Слишком ничтожна роль России в мировом развитии (как раз из-за 20-летнего «правления» лично Путина, без него Россия точно шла бы по другому пути). Однако Путин предлагает дальше «по-пацански» договариваться, исходя из той парадигмы, которая так дорога Путину и военно-историческому обществу, которое и навязывает российским гражданам подобное прочтение истории XX века. Парадигмы, которая отвратительна не только большинству стран, но и думающей части населения России.

Путин канючит на всех международных площадках о созыве Ялты-2.0 (передел мира на сферы влияния), а у меня ощущение, что он получит Нюрнберг-2.0. И своей речью в Давосе он на небольшой шажок к нему приблизился…

Давос выслушал. Отвечать Путину на его выступление гостям Давоса не обязательно, можно лишь улыбнуться и пойти дальше.

Надежда Кочегарова,
секретарь по идеологии Брянского обкома КПРФ.

Опубликовано в № 5 (1316) газеты «Брянская правда» от 5 февраля 2021 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет