Записки советского студента. Тоталитарный совок и свободная Россия
Передо мной фотография, на ней – «совковая лестница» к перрону наглухо забрана «демократическими» решётками. На этой фотографии очень хорошо видна разница между СССР и РФ, т.е. страной, которую молодёжь представляет себе каким-то дремучим, страшным тоталитарным государством, и современной, свободной, капиталистической Россией...
На снимке – часть перрона подмосковной электрички. В СССР, заботясь о людях, к таким перронам делали как можно больше открытых подходов, чтобы человек мог зайти на перрон с любой, удобной ему стороны. Особенно, когда он опаздывает.
Билеты на электрички, кстати, стоили сущие копейки. Цена зависела от зон, но самое главное – билет действовал сутки! Я сам, приехав студентом в Москву, ездил по одному и тому же билету утром в Абрамцево, а после обеда – в Новый Иерусалим. Продавали билеты в кассах, или в автоматах. Люди сами покупали билеты и бежали к своим электричкам.
Вообще вся Москва бегала. Тротуары, подземные переходы не были загромождены торговыми палатками и припаркованными автомобилями.
Нигде, кроме метро, не было турникетов, но и в метро прохождение турникетов людей не задерживало: рядом висели разменные аппараты для размена 10-, 15-, 20- и 50-копеечных монет на «пятачки». Кидаешь пятачок в щель турникета и проходишь.
Проходы в здания вокзалов и аэропортов были открыты. Можно было зайти внутрь, пройти на перроны к поездам. Кстати, на поездах не было ограничений багажа по весу. Можно было возить столько, сколько сам поднимешь и сколько выдержит чемодан.
Да, в СССР были проблемы. Они есть везде, в любом обществе и государстве. Даже в Саудовской Аравии есть свои проблемы и свои недовольные граждане.
Но какие проблемы были у студентов в СССР?
Я учился в ТашГУ с 1974 по 1979 годы. Сестра, которая также была студенткой, училась на программиста, жила в общежитии, а меня родители поселили на квартиру с пансионом, боясь, что парень в общежитии может спиться или жениться.
Стипендия у меня была сначала 40 рублей, потом, на пятом курсе, – 56 рублей. Сестра сразу получала повышенную – 56. Им доплачивали, так как стране были крайне нужны программисты. Свою стипендию я отдавал за квартиру, а родители давали мне по 10 рублей в неделю на транспорт и карманные расходы. Этого хватало и на расходы, и на цветы девушкам, и на билеты в кино. Иногда в выходные мы с сестрой ездили домой. Обычно автобусом, иногда самолётом. У студентов была 50-процентная скидка на билеты.
Когда денег не хватало, приходилось подрабатывать. Ходил с камерой по общежитиям, фотографировал задёшево, продавал бусы, сделанные из веток вишнёвого дерева. На пятом курсе, когда к походам в кино прибавились кафешки с ресторанами, работал дворником. Помнится, через пару месяцев после начала работы меня вызвали к начальнику ЖЭКа, с которым у меня состоялся вот такой диалог:
– Где Ваше заявление?
– Какое заявление?
– Как какое? На получение квартиры.
– Я не писал никакого заявления.
– Почему? Садись и пиши.
– Зачем?
– Как зачем? Тебе квартира разве не нужна?
– Нет (я тогда жил уже в квартире сестры и знал, что после окончания университета уеду в другой город).
Какие тогда у меня, студента, были проблемы? Сдать сессию… Добиться взаимности от девушки… Приобрести модную шмотку типа туфли «Цебо» на платформе или очки «Мона Лиза»… Достать пластинку «По волнам моей памяти» или с иностранной аудиозаписью...
На третьем курсе у меня вдруг резко ухудшилось зрение. В вуз-городке была своя поликлиника, куда нас, студентов, регулярно отправляли на медосмотры. Во время такого медосмотра врачи обнаружили у меня нехорошие изменения. И, как раз перед сессией, мне дали направление в студенческий санаторий-профилакторий. Уже не помню, то ли на месяц, то ли на две недели. Это заведение располагалось среди зданий общежитий вуз-городка и внешне ничем от обычной общаги не отличалось. Внутри, кроме спальных комнат, находились медицинские кабинеты. Мы там жили и занимались, там же нас кормили и лечили. Мне кололи какие-то витамины и вымачивали в хвойных ваннах (самая приятная процедура). Питание в столовой было специальное, усиленное. И всё – бесплатно.
Я не знаю, с какими проблемами и трудностями сталкиваются современные студенты. Судя по бодрым речам родного правительства, у современных студентов вообще проблем нет.
А мы вот, студенты в СССР, страдали...
Опубликовано в № 4 (1263) газеты «Брянская правда» от 24 января 2020 года.