Без Сталина со Сталиным
Иосифу Виссарионовичу Сталину шёл семьдесят четвёртый год. 4 марта 1953 года было опубликовано правительственное сообщение о болезни Председателя Совета Министров СССР, секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарища И.В. Сталина, в котором сообщалось, что в ночь на 2 марта у вождя произошло кровоизлияние в мозг, захватившее важные для жизни области мозга. А утром 6 марта по Всесоюзному радио диктор Ю.Б. Левитан прочитал сообщение, потрясшее мир: «5 марта в 9 часов 50 минут вечера перестало биться сердце соратника и гениального продолжателя дела Ленина, мудрого вождя и учителя Коммунистической партии и советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина».
ЗАТЕМ было опубликовано скорбное извещение ЦК КПСС, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР: «КО ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПАРТИИ, КО ВСЕМ ТРУДЯЩИМСЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». Тяжёлую потерю партия и народ понесли через четыре месяца после XIX съезда КПСС.
В 1952 году с 4 по 14 октября прошёл партийный съезд. С отчётным докладом Центрального Комитета выступил Г.М. Маленков. Этот документ тщательно редактировал И.В. Сталин с учётом своего нового теоретического труда «Экономические проблемы социализма в СССР». На последнем заседании съезда вождь выступил с краткой речью. Он призвал коммунистические и прогрессивные силы отстаивать демократические свободы, а в борьбе за интересы трудящихся и мир во всём мире защищать национальную независимость и суверенитет. Он отметил, что наша партия и наша страна всегда нуждались и впредь будут нуждаться в доверии, в сочувствии и в поддержке братских народов планеты.
Съезд утвердил директивы пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР и принял новый Устав партии. По предложению И.В. Сталина XIX партийный съезд преобразовал Политбюро ЦК ВКП(б), являвшееся руководящим партийным органом, избираемым пленумом ЦК, в Президиум Центрального Комитета КПСС.
После завершения работы XIX партсъезда в Свердловском зале Кремля 16 октября состоялся пленум Центрального Комитета КПСС. На нём с более чем полуторачасовой речью выступил И.В. Сталин. Стенограммы этого заседания до сих пор не обнаружено, даже есть сомнения, велась ли она. С 1956 года мне в течение многих лет довелось работать в аппарате ЦК КПСС и общаться со многими участниками того исторического пленума. Их рассказы я попытался интегрировать в обобщённую информацию о том событии.
Приход И.В. Сталина в Свердловский зал участники пленума встретили вставанием и приветственными возгласами. Сталин сразу произнёс:
– Здесь этого никогда не делайте.
Начало его речи было неожиданным, И.В. Сталин сказал:
– Мы провели съезд. Многим может показаться, что у нас существует полное единство. Однако у нас нет такого единства. Некоторые выражают несогласие с нашими решениями.
И.В. Сталин обратил внимание на то, что не все поняли, для чего был значительно расширен состав Центрального Комитета КПСС и руководящий штаб партии – Президиум ЦК КПСС. Сталин не скрывал, что новые силы потребовались для того, чтобы было в чьи руки вручить эстафету дела социалистического-коммунистического строительства в бушующем империалистическом океане. Одновременно он обратил внимание на качество партийных рядов, указав, что молодые кадры слабо подготовлены в научно-теоретическом отношении, прежде всего в вопросах политической экономии.
И.В. Сталин на пленуме поднял вопрос о необходимости повысить политическую роль Коммунистической партии в осуществлении великих целей борьбы за социализм-коммунизм, он требовал улучшения руководства всей идеологической работой КПСС. Он напомнил наказ великого Ленина всеми силами улучшать работу партии в массах, быть среди трудящихся, в гуще народа.
В речи на пленуме И.В. Сталин резко осудил неправильное поведение и допущенные конкретные ошибки В.М. Молотова и А.И. Микояна. Многочисленные сталиноеды из этой критики часто делают вывод об их якобы готовившемся преследовании. Но так могут заявлять лишь люди, совершенно незнакомые с работой партии. Во-первых, Молотову была оказана честь открытия партийного съезда. Во-вторых, по предложению Сталина он был избран в Президиум ЦК КПСС. В-третьих, за два дня до пленума, 14 октября, съезд на своём последнем заседании избрал Программную комиссию из 11 человек. Среди них был и Вячеслав Михайлович.
Оправдываясь после критики Сталина, В.М. Молотов заявил, что «был и остаётся верным учеником Сталина».
– Чепуха! Нет у меня никаких учеников, – возразил И.В. Сталин. – Все мы – ученики великого Ленина.
По своему теоретическому и политически-практическому значению октябрьский 1952 года пленум Центрального Комитета КПСС явился достойным продолжением XIX съезда партии, а речь И.В. Сталина на пленуме можно по праву считать его настоящим завещанием последующим руководителям Коммунистической партии.
На пленуме И.В. Сталин обратился с просьбой освободить его от обязанностей секретаря ЦК КПСС. Он говорил: «Я уже стар. Мне тяжело. Нет сил. Изберите на моё место другого секретаря».
Это было мужественное и глубоко осмысленное обращение. Но сразу же выступил Маленков, сказав: «Нет необходимости доказывать, что Сталин должен остаться руководителем Центрального Комитета партии. Иначе просто невозможно». Его поддержал Маршал Советского Союза Тимошенко: «Другого решения быть не может». Поддерживая эти выступления, зал стоя аплодировал.
Сталин возражал: «На пленуме ЦК не нужны аплодисменты. Нужно решать вопросы без эмоций, по-деловому. А я прошу освободить меня от обязанностей секретаря ЦК КПСС». Он посмотрел в зал, который продолжал аплодировать, махнул рукой и сел.
Конечно, теперь можно только гадать, как бы прошла жизнь И.В. Сталина, если бы октябрьский 1952 года пленум ЦК КПСС принял его отставку. Возможно, это и продлило бы её. Впрочем, будучи мудрым и дальновидным политиком и творческим мыслителем, он, безусловно, оказывал бы воздействие на ход дел в партии, в стране, во всём мире. Однако жизнь распорядилась по-другому.
В феврале 1953 года И.В. Сталин принял посла Аргентины в Советском Союзе Леопольдо Браво. После приёма посол вспоминал, что нашёл И.В. Сталина в хорошем настроении, дружески говорившим о мирном строительстве советского народа. Состоялась увлечённая беседа о возможностях совместной торговли. И.В. Сталин был спокоен и выглядел вполне здоровым. Других иностранных деятелей он принять не успел.
Охранник А.Т. Рыбин писал, что 27 февраля 1953 года И.В. Сталин был в Большом театре Союза ССР на любимом спектакле – балете «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Попросил директора театра поблагодарить артистов. Затем уехал на Ближнюю дачу.
28 февраля в Кремле вместе с членами Президиума ЦК КПСС он посмотрел несколько кинокартин, а в полночь вместе с Л.П. Берией, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущёвым и Н.А. Булганиным уехал на Ближнюю дачу. Судя по воспоминаниям, в этой группе не было новых членов и кандидатов в члены Президиума ЦК, избранных в высшее руководство после XIX партсъезда. Гостям подали только виноградный сок. Фрукты, как обычно, лежали на столе в хрустальной вазе. Сталин привычно разбавил кипячёной водой стопку «Телиани». Беседа продолжалась до четырёх часов утра уже 1 марта. На 1 марта И.В. Сталин назначил встречу с маршалами А.М. Василевским, И.С. Коневым, С.К. Тимошенко и министром иностранных дел СССР А.Я. Вышинским.
Обычно, находясь на Ближней даче, И.В. Сталин вставал в 10 или 11 часов. 1 марта он не встал в это время и никого не вызывал. Это взволновало охрану. Уже пришла почта, и тогда охранники решили доложить о ней Сталину. Охранник Хрусталёв сказал охраннику Старостину: «Иди и докладывай почту». Старостин ответил: «Ты начальник, и ты должен доложить почту». Войдя в кабинет, Хрусталёв увидел Сталина лежащим на ковре возле стола в малой столовой. Он был в пижаме. На вопрос Хрусталёва: «Что с Вами, товарищ Сталин?» – тот произнёс странный звук «Дз-з-з». Иосифа Виссарионовича общими усилиями перенесли в большой зал, уложили на тахту, укрыли пледом.
Первому о случившемся со Сталиным доложили Маленкову. Тот предложил самим искать Берию. Позвонили Хрущёву. В три часа ночи 2 марта на дачу приехали Берия и Маленков. Затем Хрущёв. Берия накричал на охранника: «Ты чего паникуешь? Видишь, товарищ Сталин крепко спит. Не создавай шума, нас не тревожь и товарища Сталина».
Затем на дачу снова приехали Берия, Маленков, Хрущёв и Булганин, захватив с собой Ворошилова и Кагановича. Охранники были обескуражены: почему без врачей? Обслуживавший персонал пытался оказать первую помощь своими средствами.
Светлана Аллилуева и Василий Сталин 1 марта дозвониться на дачу не смогли. Светлану привезли только утром 2 марта. Одновременно прибыл Василий Сталин. Как пишет Рыбин, с порога Василий закричал: «Сволочи, загубили отца!» Ворошилов пытался его успокоить. Василия Сталина вскоре объявили пьяницей и лишили звания генерала.
У постели больного Сталина установили круглосуточное дежурство. Дежурили попарно: Хрущёв с Булганиным, Ворошилов с Кагановичем, Берия с Маленковым. Сталина кормили с ложечки, давали бульон и сладкий чай. Хрущёв вспоминал, что однажды Сталин левой рукой пожал ему руку. Едва Сталин подал признаки жизни, Берия бросился его целовать, заявляя о своей преданности. О каждом последующем дне написано столько противоречивого, столько нестыковок. Главное же заключалось в поразительном безучастии к Сталину «старых» членов Президиума ЦК КПСС. Ещё раз хотелось бы обратить внимание на то, что из вновь избранных членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КПСС на дачу, судя по воспоминаниям, никого не приглашали.
5 марта, когда консилиум высококвалифицированных кремлёвских врачей ещё боролся за жизнь Иосифа Виссарионовича, в Москве состоялось заседание, состав которого не предусматривался никакими партийными или государственными документами. На него были приглашены члены Президиума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Организаторами заседания принято считать Маленкова, Берию, Хрущёва. На этом заседании Председателем Совета Министров СССР был утверждён Г.М. Маленков, его первым заместителем и министром внутренних дел был назначен Л.П. Берия. Председателем Президиума Верховного Совета СССР утвердили К.Е. Ворошилова.
Кардинально был пересмотрен состав Президиума ЦК КПСС. На октябрьском 1952 года пленуме Центрального Комитета Президиум ЦК КПСС был избран из 25 членов и 11 кандидатов. На вечере 5 марта в составе Президиума было оставлено 10 членов (Г.М. Маленков, Л.П. Берия, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Н.С. Хрущёв, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров) и 4 кандидата в члены Президиума ЦК (Н.М. Шверник, П.К. Пономаренко, М.Д. Багиров, Л.Г. Мельников). Эти сверхпоспешные кадровые решения дают основание предполагать, что, открывая 16 октября пленум ЦК КПСС, Сталин точно оценивал ситуацию, говоря: «Многим может показаться, что у нас существует полное единство. Однако у нас нет такого единства. Некоторые выражают несогласие с нашими решениями».
Минуло 66 лет как с нами нет Иосифа Виссарионовича Сталина. Но он не ушёл в прошлое. Он остаётся в современной классовой борьбе как стойкий революционер, неутомимый строитель социалистического общества, неповторимый международный деятель, бескомпромиссный и убеждённый борец с оппортунизмом, вдохновенный творческий марксист-ленинец.
Владимир СУХОДЕЕВ,
кандидат философских наук, лауреат Государственной премии СССР.