Дата в истории. К 110-летию международной социалистической конференция в Циммервальде
110 лет назад, 5-8 сентября 1915 года, в глухой швейцарской деревушке Циммервальд собрались 38 делегатов из 11-ти стран Европы на конференцию, которая выступила за прекращение мировой войны. Власти воюющей Европы очень боялись разговоров о мире, поэтому многие прибыли нелегально, а сами делегаты представились орнитологами и туристами. Ленин прибыл в Циммервальд пешком с рюкзаком за спиной и походной палкой в руках, а делегатам, приунывшим от малочисленности, ободряюще говорил: «Не беда, что нас единицы, с нами будут миллионы».
И как в воду глядел. Если 1914-15 прошли в псевдо-патриотическом угаре, то уже в 1916 настроения по обе линии фронта резко меняются: основные массы населения зримо видят все ужасы войны и бессмысленность её целей. В этом она очень отличалась от Второй мировой войны, которая перед десятками народов поставила угрозу не только потери государственности, но и геноцида. Первая мировая, хоть и стала новой невиданной бойней, преследовала в основном экономические и территориальные интересы.
В этих условиях принятый конференцией манифест носил пацифистский оттенок, но левым удалось провести в нём положения революционного марксизма, в частности признание войны империалистической и осуждение социал-шовинизма. Большевики и другие революционные интернационалисты решили примкнуть к циммервальдскому объединению.
На этой конференции возникло новое объединение во главе с Лениным – «Циммервальдская левая» – более последовательная и революционная. Она выдвинула лозунг о перерастании империалистической войны в гражданскую. Ленин предвидел, что ослабление власти в условиях войны позволит революционерам её сменить.
При этом Ленин подчёркивал: «Войны – вещь архипёстрая, разнообразная, сложная. С общим шаблоном подходить нельзя:
Три главных типа: (I) отношение угнетённой нации к угнетающей (всякая война есть продолжение политики; политика есть отношение между нациями, классами и пр.). По общему правилу, война законна со стороны угнетённой (всё равно, оборонительная или наступательная в военном смысле). (II) Отношение между двумя угнетающими нациями. Борьба за колонии, за рынки и т. п. (Рим и Карфаген; Англия и Германия 1914–7). По общему правилу, война такого рода с обеих сторон есть грабёж; и отношение демократии (и социализма) к ней подпадает под правило: «Два вора дерутся – пусть оба погибнут»…
Своим товарищам Ленин разъяснял, что он не против любой войны, а против империалистической войны, начавшейся в 1914 г.: «В империалистической войне 1914 между двумя империалистическими коалициями мы должны быть против «защиты отечества», ибо империализм есть канун социализма... в обеих назрела социалистическая революция. Только поэтому мы против «защиты отечества», только поэтому!»
А тем, кто механически распространял лозунг одного исторического периода на другой, он терпеливо разъяснял: «Понятие «защита отечества» многим ненавистно, потому что откровенные оппортунисты и каутскианцы прикрывают и затушёвывают им ложь буржуазии в данной хищнической войне. Это факт. Но из этого не следует, что мы должны разучиться размышлять над значением политических лозунгов. Было бы просто глупо отрицать «защиту отечества» со стороны угнетённых народов в их войне против империалистских великих держав или со стороны победившего пролетариата в его войне против буржуазного государства».
Тогда в Циммервальде была ничтожная горстка социалистов из разных стран, которые сами смеялись над своей малочисленностью. Но уже через 16 месяцев они станут грозной силой во всех воюющих странах, а Милюков констатирует: «Россия в плену у Циммервальда». Сама «Циммервальдская левая» в 1919 году переродится в мощный Коминтерн, который перепишет историю XX века.