Наказы Шолохова. К 115-летию со дня рождения писателя.

  • Posted on: 20 May 2020
  • By: koms

Когда в Ростове-на-Дону представляли первое научное издание романа «Тихий Дон» в двух томах, подготовленное в Институте мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, было подсчитано, что роман русского, советского писателя издавался 342 раза, начиная с 1928 года, когда в журнале «Октябрь» появилась публикация первых двух книг романа, и до выхода в свет в 1985–1986 годах последнего прижизненного собрания сочинений писателя.

Общий тираж этих изданий составил более 20 миллионов (!) экземпляров. Только читайте в юбилейном году! Михаил Александрович Шолохов – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Нобелевской премий – родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (сейчас Шолоховский район Ростовской области) в крестьянской семье. Отец – Александр Михайлович Шолохов – был родом из Зарайска, тогда Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина с Черниговщины. Михаил – внебрачный сын, поэтому в образе Аксиньи много от русской матери с татарской кровью и яркой красотой. Александр Михайлович увёз Настю к себе в хутор Кружилин, где и родился сын, названный Михаилом, а по-уличному – Нахалёнок, так исстари на Дону называли незаконнорожденных… Тоже название известного рассказа.

Как ты, батюшка
славный тихий Дон,
Ты кормилец наш,
Дон Иванович!..
Как, бывало, ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь,
все чистехонек;
А теперь ты, кормилец,
все мутен течешь,
Помутился ты,
Дон, весь сверху донизу!

Этот эпиграф Шолохова к 3-й книге «Тихого Дона» я не раз вспоминал, когда сплавлялся на плоту по литературному, можно сказать, донскому, маршруту. Начинали мы от моста возле станицы Вёшенская, а закончили водный путь в Серафимовиче. Понятно, что Вёшки – это Шолохов, а бывшая станица Усть-Медведицкая связана с именем другого писателя – подзабытого ныне Александра Серафимовича, который публиковал эпопею. Да, помутился Дон – и воды его загрязняются, и смута на берегах от шолоховских времен до наших дней докатилась…

Обливая грязью 150-летний юбилея Ленина, ведущий «Вестей» на телеканале «Россия-1» Дмитрий Киселёв предложил установить памятники таким деятелям, как Краснов и Колчак. Причём, что особенно дико, Киселёв предложил установить памятники данным деятелям вместо памятников Ленину. То есть повторить вандализм Украины, в эфире которой он долго зарабатывал деньги. Конечно, Киселёв понимал, что подобные высказывания плеснут керосина в непрекращающийся спор, да ещё в условиях карантина. В канун 9 Мая главный пропагандист канала «Россия-1» призвал почтить память (пусть в противовес кому угодно!) повешенного предателя, который 22 июня 1941 года написал воззвание к казакам и призвал их служить немцам: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру». Это – не гражданская война, а прямое пособничество фашистскому зверю, Киселёв! Сам Краснов ни о каком «примирении» не заикался, а вопрошал так: «Можем мы без немцев принести это избавление, спасти Россию? Россия возродится… со свободным русским народом, работающим рука об руку с немцами над созданием новой Европы, – Европы без жидов». Неужели Киселёв и шеф канала Добродеев выступают тоже за такую Европу? А проеврейские СМИ – промолчали…

Но самое позорное, что руководитель холдинга «Россия сегодня», оказывается, не знает, что памятник Краснову – да, поставили в станице Еланской. И чем это кончилось? Еланская находится в 24 километрах от знаменитой станицы Вёшенской. Я поднимался по пыльной дороге от Дона к огромному белому храму, красный отсвет заката падал на старинные казачьи хаты, советские кирпичные дома, современные дома из итальянского кирпича и дома-декорации из досок к фильму Сергея Урсуляка, который снимал в Еланской очередную, неудачную, версию «Тихого Дона». Школа, где когда-то учились 700 советских детей, давно закрылась. Газа нет. В станице почти не осталось молодёжи, у которой из развлечений – только магазинчик с водкой. На улицах пустынно. Рядом с храмом – советский памятник. Здесь похоронены бойцы, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Немцы не смогли захватить станицу Еланскую – части 197-й стрелковой дивизии насмерть держали Еланский плацдарм четыре месяца, с июля 1942 года. Несли огромные потери от «спасителей Европы» – по Краснову. И 19 ноября 1942 года плацдарм был использован советским командованием для начала наступательной операции «Уран», которая закончилась окружением шестой немецкой армии генерала Паулюса в Сталинграде. Ни одного упоминания о Еланском плацдарме на памятнике нет. И в станице тоже. Зато в нескольких десятках метров от советского памятника в 2007 году был возведён памятник нацистскому преступнику Петру Краснову. Он стоит на высоком бугре, за каменным забором, в Музее казачества. Смотритель был осуждён за распространение экстремистских материалов. Хозяин – предприниматель Владимир Мелихов (одна буква разнится с фамилией героя Шолохова) живёт в Подольске, тоже был осуждён условно сроком на один год по части 1-й статьи 222-й УК «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов»). Скандал вокруг памятника разгорелся нешуточный – прокуратура вынесла предписание снести, но он стоит на частной территории. Просто убрали табличку, но памятник – с булавой и в очках – не спутаешь с другой персоной. «Этот памятник поставлен всем казачьим атаманам», – вяло ответил смотритель на жаре… Киселёв хочет перенести низовой пожар Гражданской с Тихого Дона в другие города и веси?

Отличилась и другая влиятельная пропагандистка Маргарита Симоньян. Она вдруг написала в своей ленте: «Чтение сегодняшних новостей всё приближает моё прошение об отставке и вообще уход во внутреннюю эмиграцию. Сегодня я узнала, что миллионы людей зачем-то следили за каждым словом милой девушки, очень милой девушки – Тигран как-то знакомил меня с ней и её мужем – потом она их разочаровала жестоким высказыванием о домашнем насилии, потом её за это так же жёстоко затравили, лишили контрактов; но главный ужас этой ситуации заключается в том, что я как медиаменеджер обязана обо всём этом знать, потому что не имею права игнорировать интересы многомиллионной аудитории. А я не хочу об этом знать. Я хочу знать, почему повесился 16-летний сын Мариенгофа, кто в реальности написал «Тихий Дон» и что было в том самом письме жены Паулюсу».

Не знаю, что особенное могла написать несчастная румынская аристократка-домохозяйка Паулюсу. Меня волнует, что, благодаря нынешним СМИ, в современной России существует культ фельдмаршала Паулюса, в социальных сетях – сообщества его имени, на форумах – активное обсуждение «подвигов» нацистского генерала. И либеральные СМИ, и новые медиа этому способствуют, а государственной стержневой идеологии нет. Лучше бы сняли телефильм о разработчике плана «Барбаросса», который сделал главный вывод жизни: «Никогда больше война не должна исходить с немецкой земли. Пусть это будет моим покаянием перед советским народом за совершённое зло… Я прибыл в Россию её врагом, а покинул – её другом». Но это к слову… Многих возмутило второе желание Симоньян: узнать, кто написал «Тихий Дон». Понятно, что судьба неведомой Тодоренко волнует рупор Раши и её поклонников больше «какого-то Шолохова», но не надо всуе брякать что попало и показывать полную журналистскую необразованность, склонность к пустым обывательским загадкам, давно разрешённым профессионалами... Рукопись «Тихого Дона» была найдена накануне 100-летнего юбилея, выкуплена с помощью тогдашнего премьер-министра Владимира Путина и факсимильно издана в «Московском писателе». Подарочный шедевр вручался на торжественном заседании в Большом театре – наверное, последнем литературном собрании там…

Симоньян как идеологический боец просто обязана знать тот факт, о котором поведал русский эмигрант и в прошлом сотрудник ЦРУ Григорий Климов, весьма осведомлённый в тонкостях психологической войны: «В США, году этак в 1969, среди кандидатов на докторскую степень в области русской литературы ходило заманчивое предложение: стипендия в 5000 долларов. Но при этом маленький «соцзаказ» – требуется доказать, что Шолохов НЕ автор «Тихого Дона». Кто-то соблазнился, сидел и копался в этой области. Потом эту диссертацию пустили под маркой анонимного «советского литературоведа Д.», который сразу же сыграл в ящик. А для пущей важности расписаться под этим дали Солженицыну. Типичная фальшивка психологической войны».

Я не стану посвящать Симоньян во все филологические тонкости, просто скажу как один из причастных к изданию рукописи: даже условно беловой, факсимильно изданный вариант показывает, как продолжалась работа гения над отдаваемыми для перепечатки главами романа. Тут никаким другим автором и пахнуть не может – ни по почерку, ни по стилю! Это классическая правка русского литератора – уже в конце, когда, казалось бы, всё написано. Сплошные вставки, переносы, перекидываемые куски. Берёшь, например, страницу 41 четвёртой части романа. Боже мой, неужели это разбирала машинистка? Памятник надо ставить. Какие-то вставки с полей, стрелки и зачёркивания. А какие улучшения! Вот две правки навскидку: «…Щёки его, усеянные чёрной порослью давно небритой бороды…» Но в сцене наступления действие разворачивается среди зимних полей, и Шолохов одним словом как бы приближает портрет персонажа к месту действия: «…Щёки его, усеянные чёрным жнивьём…» А вот как передаётся волнение перед схваткой: «Он говорил Чубатому, глядя на седой, припорошенный снегом гребень окопов…», но Шолохов усиливает нервное состояние ожидающего: «Он говорил Чубатому, щуря неверный взгляд на седой, припорошенный снегом гребень окопов…» Не просто «глядя», а «щуря неверный взгляд». Как это точно передаёт напряжение! И таких правок стремительно взрослеющего гения – бездна…

Да, надо читать книги да помнить наказы и заветы Шолохова. В Союзе писателей России председатель Николай Иванов подписал приказ о награждении 115 писателей, культурных и общественных деятелей медалью Михаила Шолохова. Среди награждённых есть и авторы нашей газеты, и издатели книг Шолохова, и сотрудники Шолоховского музея в Вёшенской. Наград удостоены многие руководители региональных писательских организаций, коллективы редакций газет «Литературная газета» и «Слово», издательства «Вече», журналов «Роман-газета» и «Подъем». Жаль, что пока среди награждённых нет «Советской России», боровшейся все последние годы с клеветниками, с хулителями творчества гения, воспевавшей писательский и гражданский подвиг Шолохова. Всероссийский центр генетики и селекции (Мичуринск) также отмечен медалью. Центр передал для Союза писателей России и депутата Государственной думы, внука писателя – Александра Шолохова сертификаты о присвоении имени писателя новому сорту яблони. И это первая ласточка, первый итог той большой работы, которую секретариат вместе с членами СП России проводит по увековечиванию имён наших классиков в названиях плодовых деревьев и цветов, а также на почтовых марках.

Славить Родину, созидать и бороться с её врагами – главный завет Михаила Шолохова. Хотя приходится и мелкими, на первый взгляд, делами заниматься. Так, представитель Союза писателей Валерий Латынин по решению секретариата вышел из оргкомитета по позорной Шолоховской премии в 20 000 рублей, я написал об этом оперативно в «Советской России» – так сказать, публично ославил. Так всё-таки тут же в Ростове провели заседание оргкомитета, пересмотрели награду: тоже не ахти – 115 000 рублей, по числу лет гения, но, значит, действует, давит даже на губернатора Голубева... Правдивое слово в России ещё что-то значит. Вмешательство писателя в жизнь через газету – это тоже наказ Шолохова. Сам он весной 1978 года написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС: «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны». И дальше – всю правду... Нынешнему президенту Владимиру Путину перечитать бы главный наказ гения!

Александр БОБРОВ.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет