Сергей Кузнецов. Необходимо следовать исторической правде!
16 сентября 2020 года на заседание Комитета по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ Брянского горсовета по инициативе Общественной организации «Брянский областной еврейский общинно-благотворительный центр» Хэсэд Тиква» («Милосердие») был вынесен вопрос «Об установке памятного знака мирным жителям, преимущественно евреям и цыганам, расстрелянным нацистами в годы Великой Отечественной войны на территории сквера ООО «Литий» (между домами №104 и №106 по Московскому проспекту в Фокинском районе г. Брянска)». Инициаторы проекта предложили на табличке памятного знака разместить следующую надпись: «Здесь, на территории Пробного Поля, осенью 1942 года нацисты расстреляли более семи с половиной тысяч стариков, женщин, детей, преимущественно евреев и цыган. Казни мирного населения Брянска и беженцев в годы оккупации продолжались до сентября 1943 г. Вечная память погибшим!»
На заседании Комитета я высказался, что ничего не имею против установки памятного знака расстрелянным мирным жителям, но саму надпись на табличке к памятному знаку в предложенном инициаторами виде депутатам утверждать не следует. Причины изложены в моём письме прокурору г. Брянска, в выступлениях на заседании Малого Совета от 18.09.2020 г. и на 11-й Сессии городского Совета от 23.09.2020 г.
Следует отметить, что на заседании Комитета 16 сентября 2020 депутаты и представитель прокуратуры г. Брянска в целом согласились с моим предложением по надписи на памятной табличке следующего содержания: «Здесь, на территории Пробного Поля, в период с октября 1941 года по сентябрь 1943 года фашисты расстреляли более 7500 мирных советских жителей. Вечная память погибшим!» и приняли решение доработать материал и вынести его на заседание Малого Совета с учётом моего предложения. Однако никаких доработок материала не произошло. В Брянск, на заседание Малого Совета от Российского еврейского конгресса, из Москвы, прибыло подкрепление с целью «продавить» предложения инициаторов.
Как сразу изменилось поведение и депутатов, и представителей городской прокуратуры! От былой, хотя и косвенной, поддержки моих предложений они отказались. Их или подкупили, или их запугали – всё возможно: какие времена – такие нравы.
18 сентября 2020 на Малом Совете депутаты от «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» приняли решение о вынесении вопроса на очередную сессию горсовета в первоначальном, предложенном инициаторами, виде.
Состоявшаяся 23 сентября 2020 сессия горсовета депутатами «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» узаконила сомнительное предложение общественной организации «Хэсэд Тиква» и, таким образом, предложила жителям Брянщины почитать и хранить память о расстрелянных, преимущественно евреях и цыганах, и, предать забвению расстрелянных на Пробном Поле мирных граждан других национальностей.
Из 26 присутствовавших на сессии депутатов горсовета, за исторически сомнительный текст на памятной табличке, предложенный ООО «Брянский областной еврейский общинно-благотворительный центр» Хэсэд Тиква» (милосердие»), проголосовали 25 депутатов, против –1 (С.И. Кузнецов).
Какие времена – такие нравы
Считаю, что установка памятного знака на Пробном поле с предлагаемой надписью недопустима по следующим основаниям.
1. В архивной справке (вернее, в её части, поскольку указаны только пункты 12-14), которая не является историческим архивным документом, не содержится достаточных данных, указывающих на то, что среди 7500 умерщвлённых фашистами стариков, женщин и детей большинство составляли евреи и цыгане. Более того, в архивной справке прямо указано, что: «Фамилии жертв гнусной расправы над еврейским и цыганским населением установить невозможно, в виду того, что большинство из них были эвакуированы сюда из других мест».
Вот так: фамилии жертв не установлены, а их национальности известны авторам сомнительной инициативы? Как это возможно?
В представленной архивной справке (выписке из справки) имеются и другие противоречия. Так, в одном случае (как и в предполагаемой надписи на знаке) говорится, что 7500 человек были расстреляны осенью 1941 года, а в другом случае говорится, что ямы заполнялись в течение всего периода оккупации с 6 октября 1941 года по 12 сентября 1943 года. Никак не может соответствовать истине, что в русском городе Брянске среди расстрелянных в годы оккупации евреи и цыгане составляли большинство.
Вот так искажается историческая Правда. Вот почему укореняется мнение, что это американцы, а не Советский Союз, выиграли Вторую мировую войну, вот почему сносятся памятники Советскому солдату, Черняховскому, Коневу, Жукову, «Алёше»...
Стиль изложения исторических материалов и эмоциональный окрас представленного материала не соответствует сложившемуся стилю составления архивных документов. Можно предположить, что приложенная к рассматриваемому вопросу архивная справка составлена и выдана по определённому заказу заинтересованных лиц.
2. Чиновники Брянской городской администрации, а именно: М.В. Коньшаков и С.А. Перепечко, члены комиссии по топонимике…, при подготовке вопроса к рассмотрению на заседании комитета не проявили должной беспристрастности, чтобы качественно, профессионально и объективно изложить суть проблемы. А руководители контролирующих органов В.М. Гуленкова и И.Н. Ивкин в представленных им для вынесения заключения документах также не увидели никаких недостатков, и запустили «сырой» материал на рассмотрение депутатского комитета.
3. Пытаясь манипулировать сознанием депутатов, представитель от Российского еврейского конгресса высказалась на комитете, что инициатива поддержана Президентом России Путиным. Когда нет других доводов, всегда ссылаются на мифическую поддержку высокого лица.
4. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками принимали участие граждане Советского Союза, граждане всех советских республик и всех национальностей. В борьбе за освобождение Родины отдали жизни 27 миллионов советских граждан. Никто и никогда не делил их по национальным квартирам. Никто и никогда не преувеличивал подвиги и заслуги какой-либо одной национальности, в том числе и Президент В.В. Путин Родина высоко оценила подвиг всего народа, в том числе и еврейского. 107 евреев получили звание Героя Советского Союза.
5. Говорить о патриотическом воспитании, в связи с возведением памятного знака в предложенном виде, не приходится. Скорее, это ловко спрятанные за патриотизмом проявления шовинизма и национализма.
6. Установка памятного знака с предложенной надписью внесёт раскол в обществе по национальному признаку. Мы уже сегодня слышим критическое отношение жителей г. Брянска к идее и воплощению «Аллеи праведников» на Набережной, установке «семисвечника» на площади Партизан (Маслов С.В., к примеру). Может, хватит разжигать национальный вопрос? Противоречия по национальному признаку уже развязали конфликты в Южной и Северной Осетии, в Таджикистане, в Армении и Азербайджане, в Чечне, в Приднестровье, на Украине, наконец. Мы этого в России не хотим!
7. Допустим, что из 7500 мирных жителей, захороненных на Пробном Поле, 5000 – евреи и цыгане (хотя на самом деле совсем не так). В их память установили знак с предложенной надписью. А как же память о других 2500 человек?! Для них удел – вечное забвение?
8. Допустим, если кто-либо выйдет с ходатайством на одной памятной табличке или доске памятника погибшим героям Великой Отечественной войны сделать надпись следующего содержания: «В память о 27 млн. граждан, преимущественно русских, павших в боях за Родину». В чём нас только не обвинят, и не только обвинят, но и лишат свободы лет так на 8-10.
9. В своё время руководители нашего государства передали Польше фальшивые списки польских граждан, расстрелянных будто бы НКВД в Катыни Смоленской области (доказано, что расстрелы производили немецкие фашисты). Что мы получили сегодня от той лжи? Получили множество проблем в отношениях с Польшей и её народом, разбившийся самолёт с Президентом и правительством Польши. С нас, а не с немцев, поляки требуют возмещения многомиллиардного материального ущерба.
10. Предложенный нам вариант надписи на памятном знаке в память 7500 мирных жителей, захороненных на Пробном Поле, не соответствует положениям Конституции РФ п. 5 ст. 13; п. 2 ст. 19; п. 2 ст. 29; п. 3 ст. 55; п. 3 ст. 67.1 и другим законам Российской Федерации.
Считаю, что надпись, которую планируется сделать на памятном знаке, не является исторически верной, противоречит как представленной на рассмотрение сомнительной архивной справке, так и другим документам, которые я представил депутатскому корпусу.
Архивная справка, на которую ссылаются авторы инициативы, отсылает нас к акту от 16 ноября 1943 года, а сам акт на наше рассмотрение не представлен.
Известно, что в годы Отечественной войны город Брянск входил в состав Орловской области. Видимо, архивные документы надо истребовать в архивах Орловской области, а не ссылаться на акты, которых депутаты в глаза не видели.
Хочу представить Вам два документа от очевидцев событий сентября и октября 1943 года.
«В районе посёлка Брянск II на территории Пробного Поля находятся 14 ям. Эти ямы заполнялись в течение всего периода оккупации от 5 октября 1941 года до 12 сентября 1943 года. При вскрытии ямы, расположенной вдоль дороги, ведущей из больничного городка в лес, обнаружено 768 трупов стариков, женщин и юношей. Трупы поголовно нагие. Расстрел производился перед приходом частей Красной армии – в последних числах августа и начале сентября 1943 года. В остальных вскрытых ямах, расположенных на запад от первой, найдены разложившиеся трупы советских граждан, расстрелянных в 1941-1942 годы», – это сообщение было опубликовано в газете «Орловская правда» за 23 октября 1943 года. Об этом я слышал и от очевидцев, случайно оказавшихся свидетелями трагедии.
«Пробное Поле. 25 сентября 1943 года. В разгар боя за Брянск в штаб стрелковой дивизии пришёл местный житель лесоруб Егор Силаев. Он попросил доложить о себе, побеседовал с командирами, и вскоре по его указаниям группа бойцов была послана на место, куда ранее немцы под страхом смерти совершенно не допускали посторонних. Это место называется Пробным Полем.
Брянск был глубоким тылом немецких оккупантов. Здесь они себя чувствовали свободно и считали, что могут безнаказанно творить всё, что им вздумается. Теперь, когда Красная Армия отбросила немцев на запад от Брянска, выяснилось, что этот город был одним из центров деятельности гестапо. Сюда из всех прилегающих районов попадали жертвы дикого немецкого произвола.
Русские люди были виноваты перед немцами уже тем, что они русские, что они говорят, мыслят, живут, действуют по-русски. Всякий попадавший в подвалы гестапо был обречён на ужасную смерть на Пробном Поле. Расположенное восточнее Фокинского посёлка, оно по существу было отделением брянского гестапо.
Однажды Егор Силаев проник далеко вглубь леса, пересек его я вышел на опушку. Перед ним оказалась большая площадь. Это и было Пробное Поле. Заметив на поле немцев, лесоруб приник к земле и из-за ствола дерева стал наблюдать. У вырытой ямы он увидел пятитонный грузовик, окружённый немецкими солдатами. На грузовике, тесно прижавшись друг к другу, стояли люди – мужчины, женщины, старики и дети. У многих женщин на руках были малые ребята.
Немецкие солдаты, проворно действуя, положили на кузов грузовика широкую доску и опустили другой конец ее в яму. После этого один из немцев, размахивая пистолетом заставлял русских по очереди сходить с грузовика в яму.
Силаев, явившись со своим сообщением в штаб дивизии, не мог спокойно говорить об этой ужасной картине. Происходили душераздирающие сцены. Матери прощались с детьми, жёны с мужьями. У многих были связаны руки. Тех, кто отказывался идти, солдаты сталкивали прикладами винтовок.
Вот по доске идёт женщина. Позади неё, держась за юбку, семенит мальчуган. Немецкий палач стоит внизу. Как только женщина сошла до уровня его плеча, палач выстрелом в затылок свалил её в яму. За матерью туда же упал и ребёнок.
Так, на глазах оцепеневшего Силаева было расстреляно несколько десятков русских людей. После этого Силаев и другие лесорубы стали следить за тем, что происходит на этом поле. Пятитонка приходила каждое утро, до отказа нагруженная людьми. Возвращалась она пустой. Иногда машина приходила по нескольку раз в сутки. Трупы расстрелянных наслаивались в яме и лишь слегка присыпались песком. Особенно усилились расстрелы после падения города Карачева.
Посланные на Пробное Поле бойцы по указанию лесорубов раскопали могилы. Уже в первой яме оказались десятки трупов мирных русских людей. Я лично присутствовал при вскрытии одной из могил. Вот в первом слое расстрелянных лежит женщина, сбоку – старик с бородой, затем мужчина средних лет, под ним ребёнок. Одежда на трупах ещё не истлела. Вот труп девочки в розовом платье с красной оборочкой...
...Майор медицинской службы, врач медсанбата Добровольская в присутствии командиров производит осмотр трупов. Все, в том числе и девочка, умерщвлены выстрелом в затылок. У всех в области шеи или нижней части затылка зияют большие раны. В одной только яме найдено было до ста трупов расстрелянных мужчин, женщин и детей. Несколько квадратных километров Пробного Поля усеяны свеженасыпанными песчаными холмами, под которыми лежат тысячи замученных русских людей, не склонивших головы перед немецкими бандитами.
Гитлер, как кровавый упырь, упивается кровью наших матерей, жён, братьев, сестёр. Сотни гестаповцев Брянска, десятки палачей были заняты одним делом – уничтожением русских.
Преступления кровавой банды гитлеровцев на нашей земле продолжаются. Кровь замученных немцами взывает к мести. Продвигаясь на запад, Красная Армия не забудет Пробного Поля. Гибель тысяч русских женщин, детей, стариков будет отомщена.
А. БУЛГАКОВ, специальный корреспондент газеты «Известия», № 227, 25 сентября 1943 года, г. Брянск».
Мы, коммунисты – за увековечивание памяти героев, защитников Родины, сложивших головы на войне с фашизмом, за установление памятного знака на месте захоронения 7500 мирных жителей, граждан Советского Союза на территории Пробного Поля. Считаем, что предлагаемая надпись на памятном знаке должна быть переработана, пересмотрена депутатами. Слова «преимущественно евреев и цыган» из текста должна быть убраны. Надпись должна выглядеть так: «Здесь, на территории Пробного Поля, в период с октября 1941 по сентябрь 1943 года фашисты расстреляли более 7500 мирных советских жителей».
Это будет более точное соответствие исторической правде, точнее, чем предлагаемый вариант. Такая надпись на памятном знаке не вызовет никаких отрицательных моментов, связанных с межнациональными отношениями.
Сергей Кузнецов,
депутат Брянского горсовета, фракция КПРФ.
Опубликовано в № 41 (1300) газеты «Брянская правда» от 9 октября 2020 года.