В областной думе. Опереточная демократия по-брянски

  • Posted on: 26 September 2025
  • By: koms

Общеизвестно, что деятельность исполнительной власти контролируется представительными и законодательными органами, через которые формируется вектор развития территории. От того, насколько эффективна связь между депутатами и избирателями, информирующими своих избранников о проблемах на местах, настолько энергично должна реагировать на них исполнительная власть. В случае нерадивости и нерасторопности чиновников администраций депутаты через работу в комитетах и на пленарных заседаниях должны поднимать проблемы и требовать их решения, вразумлять и призывать к ответу чиновников, которых приглашают для отчётов. Так в идеале должно быть устроено взаимодействие населения с администрациями через своих депутатов. Однако когда происходит слом механизмов обновления власти, ломается и связь между властью и людьми, чиновники становятся неподконтрольными и глухими к проблемам простых граждан.

В «ручном режиме», когда сломана система

Безусловно, ставить надо выполнимые задачи и требовать решения посильных проблем. Никто о добыче полезных ископаемых на Луне и выращивании картофеля на Марсе речи не ведёт. Однако сегодня любая критика высокопоставленных представителей исполнительной власти вызывает у них не просто нервозность, а порой весьма агрессивную ответную реакцию, и в случае с руководителем фракции КПРФ в облдуме Андреем Архицким (а до него – с экс-депутатом К. Павловым, которого прессовали на облдумской комиссии по этике за то, что посмел отправить в прокуратуру поступившее к нему обращение избирателей из приграничной Белой Берёзки) это может перерастать в обструкцию и даже травлю в исполнении наиболее отмороженных представителей провластного большинства.

В ситуации, когда нет возможности не только конструктивно решать проблемы, волнующие избирателей, через представляющих их депутатов, но и прояснять причины возникающих проблем, возникла новая форма общения власти с народом – раз в год президент страны в прямом эфире общается с населением. В это время у людей появляется мизерный шанс пожаловаться главе государства на то, в чём чиновники недорабатывают. Это называется управлять государством «в ручном режиме». Но ведь всем ясно, что никакого президента на все города и веси для ручного руления гигантской территорией не хватит. Но поскольку в стране искалечена выборная система, и вопреки воле людей депутаты и губернаторы воспроизводятся во власти, иного выхода нет. Иначе ведь дело может дойти до гражданского недовольства и возмущения...

Наглядный пример того, депутатов какого качества производит искалеченная выборная система, являет собой Брянская облдума. Слащавость, угодничество и лукавство проявляются во всём. Взять те же заседания облдумских комитетов, на которых за каждый(!) неудобный или критический вопрос, на замечание или даже предложение тут же, как ошпаренный, подскакивает штатный глашатай, начинающий хамить, а порой и оскорблять при полном (за редким исключением) равнодушии коллег. Председатели комитетов справиться с такой разнузданностью и бескультурием явно неуравновешенных персонажей с депутатскими мандатами не могут. В принципе, ничего удивительного, ведь в подобном поведении замечены не только рядовые парламентарии, но и представители облдумского руководства – например, зампред законодательного органа В.М. Пронин, который допускает не только оскорбительные, но и клеветнические высказывания. Вместе с тем, государственные телеканалы, корреспонденты которых обычно присутствуют на заседаниях комитетов, как правило, игнорируют происходящее, демонстрируя на телеэкранах благостную картинку депутатского единодушия и отсутствия острых вопросов и резких дискуссий. Быть может, последние показывать действительно не стоит, чтобы сохранять остатки авторитета законодательного органа? Хотя, какой тут может быть авторитет у Думы, когда в её руководящих органах заседают одиозные персонажи, реноме у которых безнадёжно испорчено?

Поломана обратная связь

Примером того, как формируется картинка благополучия, стало рассмотрение вопросов о выполнении президентских «майских указов» о зарплатах бюджетников. Оказывается, в Брянской области сложились такие средние заработные платы (привожу цифры в процентах от плана на 2025 год): в учреждениях дошкольного образования – 53 009 рублей, или 107,8% от плана в 49 177 рублей; в учреждениях общего образования – 63 004 рубля, или 122,6% от плана в 51 405 рублей; в учреждениях дополнительного образования – 60 624 рублей, или 115,0% от плана в 52 725 рублей; в учреждениях среднего профессионального образования – 66 166 рублей, или 128,7 % от плана в 51 405рублей! Я специально уточнил у руководителя департамента образования методику расчёта средних зарплат. Она осталась прежней: фонд оплаты труда делится на количество педагогов. Словом, опять получаем «среднюю температуру по больнице». В действительности мало кто из работников системы образования получает такие зарплаты. Чтобы это понять, достаточно поговорить с людьми. А приведённые чиновниками цифры говорят не только о высоких размерах зарплат представителей руководящего звена, но и о том, что учителя и педагоги чудовищно перегружены и идёт их жёсткая эксплуатация! А картинка-то для отчёта получается благостная! Но не хватает одной детали: не идут молодые специалисты в образование. В этом году в лучшем случае по несколько учителей пришли на работу в сельские районы. А с учётом возраста большинства работников сельских школ, нужно ежегодное обновление как минимум 5% педагогического состава, иначе система образования через несколько лет просто начнёт схлопываться.

Другой пример. Если на заседании комитета по образованию начать говорить о состоянии парка школьных автобусов, то чиновники эти разговоры встречают в штыки. Пытаются заткнуть рот, не давая возможности даже до конца обрисовать проблему. На отчёте правительства попытался сформулировать вопрос, но понял, что это бесполезно: В. Миронова, сама в прошлом учитель, а нынче замгубернатора, курирующая образование и культуру, выдала, что не надо, мол, махать руками… Чиновники слышать ничего не хотят, щедро финансируемые из бюджета СМИ проблемы не озвучивают, на заседании комитета по образованию вместо конструктива – сплошное хамство от некоторых омандаченных для выполнения такой роли персонажей. Выходит, говорить в такой аудитории о серьёзных проблемах бессмысленно! То есть механизм по решению проблем с помощью депутатов перестал работать – похоже, народных избранников воспринимают только как инструмент для голосования за инициативы исполнительной власти.

Между тем, ситуация со школьными автобусами совсем не такая, как её рисуют провластные СМИ. Дабы не быть голословным, приведу конкретный пример из жизни одной из брянских сельских школ. Общеизвестно, что водители школьных автобусов должны быть почти идеальными людьми: кроме того, что у шофёра на протяжении двух лет не должно быть нарушений даже при эксплуатации своего автомобиля, так он ещё должен удовлетвориться минимальной зарплатой. Найти таких непогрешимых энтузиастов-водителей в сельской местности становится нетривиальной задачей. Приходится директору как-то выкручиваться, выплачивая водителю надбавку к зарплате за счёт стимулирующего фонда в ущерб интересам педагогов.

Но вот решение вопросов технического контроля и обслуживания школьного автобуса превращается в квест! Техосмотр транспорта, который перевозит детей, должен проходить два раза в год, а техобслуживание осуществляется на специализированном предприятии в Брянске. Если что-то с транспортом не так, то перевозить детей категорически запрещено. Но даже если автобус прошёл техобслуживание, это не гарантия того, что он пройдёт техосмотр. Иногда так и получается. Техосмотр не пройден из-за ненастроенных на автобусе фар – опять приходится гнать технику из периферийного района на ремонт в Брянск. Мало того, что проматывается моторесурс техники, которая за рейс в областной центр накатывает сотни километров (а это ещё и дополнительные расходы на топливо), так ещё не факт, что техосмотр будет-таки пройден. Есть случаи, когда автобус после повторного ремонта снова не мог пройти техосмотр – пока ехал с техобслуживания из Брянска, у него ещё что-то сломалось. Тут возникает ряд проблем, разрешение которых требует вмешательства чиновников, так как в области эксплуатируется более трёх сотен школьных автобусов. Но у замгубернатора Мироновой всё нормально, цифры количества автобусов сходятся с их наличием. И, видимо, остальное эту мадам и её подчинённых не колышет.

А кому заниматься поддержанием нормативного состояния школьного автобуса? Это задача директора школы или тот всё-таки должен заниматься организацией учебного процесса? Чиновникам невдомёк, что для оценки состояния такой техники должны быть специальные, технически подготовленные люди, которые должны принимать решение о её ремонте на специализированном предприятии. Даже водитель не вправе осуществлять оценку состояния узлов и агрегатов автобуса, не говоря уже о вмешательстве в их работу, и заниматься самостоятельным ремонтом. Ведь за всем этим стоит безопасность детей…

Сдаётся, что когда запускали процесс массовой ликвидации школ, пересаживая детей на автобусы, совсем не задумывались о том, что надо налаживать систему обслуживания школьных автобусов и поддержания их нормативно-технического состояния, что должны быть специальные боксы для стоянки и хранения автобусов с ежедневным контролем технического состояния критически важных систем, как это было на советских пассажирских автотранспортных предприятиях (мы же перевозим детей!), что нужны непогрешимые водители с ежедневным медосвидетельствованием при выходе на линию, что дорожное покрытие должно быть в нормативном состоянии, что должна быть снегоуборочная техника с персоналом для зимнего содержания дорог, по которым курсируют школьные автобусы… Решить все эти проблемы не представляется возможным – проще было сохранить школы. Выходит, школы оптимизировали в ущерб безопасности детей. И если детально разбираться, то ответственные чиновники не выдерживают никакой критики. А все они, напомню, представители партии власти и несут коллективную ответственность за те процессы, которыми их сопартийцы рулят в стране как минимум последнюю четверть века.

Реальность отрезвляет

Любопытно проходят и заседания комитета по бюджету. Забавно наблюдать, как славословие, что областной бюджет баснословно прекрасен, налетает на глухую стену реальности. То, что в прошлом году бюджет не был исполнен по расходам и просел в сопоставимых ценах, – это полбеды. Больше тревожат тенденции наполнения региональной казны. Ибо бравурные речи, что отечественная экономика сумела устоять перед вызовами времени, уже не выдерживают никакой критики. Ещё во второй половине 2024 года стала заметно проседать доходная часть бюджета по налогу на прибыль. Стало очевидно, что 1,5 млрд. рублей выпадающих доходов по этой статье – тревожный индикатор. Ещё в конце прошлого года мной высказывались опасения в том, что ставка рефинансирования, которую руководство российского Центробанка задрало до 21%, не приземлит, а уронит реальный сектор экономики, в связи с чем надо в набат бить и пытаться достучаться до монетарных властей и руководства страны. Чувствительнее всего по итогам прошлого года оказалось строительство жилья, которое рухнуло практически наполовину, так как остановился ипотечный рынок, а это четвёртый по величине и социальной значимости сектор экономики области. Но в комитете есть «великий экономист и финансист» Геннадий Селебин, который считает, что у Брянщины один из лучших бюджетов в ЦФО и, комментируя каждую(!) мою реплику, пытается объяснить окружающим, что коммунисты – люди безграмотные, ничего не понимают, что в комитет они пришли, чтобы подучиться и т.д. и т.п. Комментарии этого господина порой вызывают всеобщий смех. Последний раз так было при обсуждении обращения Орловского областного Совета народных депутатов (в котором, кстати, большинство единороссов), предлагавшего исключить из закона о налогах на туристический бизнес понятия минимального налога, который душит предпринимателей. Но подумалось: неужели эта тема не заслуживает других эмоций? Или брянский туризм от этого налога не страдает? Видимо, депутаты считают, что нет – на заседании комитета я оказался единственным, кто воздержался и не стал торпедировать обращение коллег из соседнего региона.

Но вот наступает сентябрь, и на заседании комитета выступает депутат Николай Ковтунов, представляющий суражский «Пролетарий», и слово в слово повторяет мои доводы о непомерно задранной ставке рефинансирования Центробанка РФ. Из его уст звучала не просто обеспокоенность. Он, как один из руководителей предприятия реального сектора экономики, дал понять участвовавшим в заседании представителям руководства облдумы, что нужно включать партийную вертикаль и стучаться в двери к г-же Набиуллиной, что ставка ЦБ РФ даже в 17% – это удавка на шее производителей. Кредитов нет, оборотных средств не хватает, в результате сворачивается производство, уходят специалисты, так как поддерживать уровень их зарплат становится невозможно, а завтра найти толковых работников при общем дефиците трудовых ресурсов становится задачей трудно выполнимой. И в такой ситуации удержать всего лишь четырёхпроцентный спад производства для руководства «Пролетария» – это уже, считай, подвиг. В целом же для областной экономики перестали существовать более 2100 работающих на производстве, а это 2,3% об общей массы работников субъектов малого и среднего предпринимательства. Это крайне плохо, так как идёт дальнейший отток трудовых ресурсов из региона.

Но то ли ещё будет! Не просто так Минэкономразвития третий год подряд даёт установочные цифры бюджета с прицелом на спад. Умные головы в Москве понимают, куда дело движется. И перед федеральными чиновниками стоит задача, как при общем ухудшении представить положение так, что всё не так печально, как есть на самом деле. Например, изъяли из закона общественную экспертизу бюджета, которая затесалась в областное законодательство ещё в нулевые годы. Видел я эту экспертизу… Сам её критиковал, так как в том виде, в котором её представляли, никакого смысла нет и это формальное исполнение закона. Надо отдать должное, областные финансисты это запомнили и представили так, что общественная экспертиза потеряла свою актуальность. В ситуации, когда бюджет представляет тришкин кафтан, это может оказаться совсем не лишним.

А тем временем проваливается обрабатывающая промышленность, которая даёт самую высокую прибавочную стоимость и первая по доходам и социальной значимости в областном бюджете. Общероссийский тренд очень тревожный: спад в металлургии, машиностроении и сельхозмашиностроении, строительстве и производстве стройматериалов, в добывающих отраслях и других. На этом фоне Брянская область не будет исключением.

Опереточный орган

Попытка замести мусор под ковёр, спрятать и заболтать насущные проблемы приводит к тому, что они вырастают из небольших вопросов в кричащие проблемы. Вместо того, чтобы работать на опережение и стелить солому там, где очевидно придётся плюхнуться, власть предпочитает делать вид, что коммунисты всё преувеличивают и превращают муху в слона. Однако жизнь расставляет всё по своим местам. Настаёт новый день, и начинается тяжёлое похмелье, ведь запас прочности былых советских механизмов исчерпан, а новых, с перспективой на завтрашний день, за десятилетия капиталистической реставрации так и не создали.

Вспоминаю в связи с этим прозорливую позицию своего коллеги, руководителя фракции КПРФ А.Г. Архицкого о коррупции при строительстве пресловутой оборонительной «линии Богомаза». Ещё в 2023-м Андрей Георгиевич подсветил ущербность этого строительства. Тогда его обвинили в паникёрстве, записали во вредители и даже в пособники врага. Прошло два с небольшим года, и выясняется, что он был прав, зрел в корень. Однако покаяния от тех, кто устроил с думской трибуны свистопляску с травлей депутата-коммуниста, – от так называемых «народных избранников» Антошина, Пронина, Беляя и Ашеко (который уже осуждён и отбывает срок за коррупцию) – мы так и не услышали.

Очевидно, что то, как устроена региональная власть на Брянщине, исключает механизмы эффективной связи её с населением. Законодательный орган приобрёл декоративный характер, авторитет которого нуждается в реанимации. Однако это будет возможно только тогда, когда депутаты станут действительно народными, а не будут проходить сито административного отсева, когда парламентское большинство будет формироваться не по указке из областного правительства, а на конкурентной основе. Но для этого нужна иная демократия, а не та, которую навязывают нам сейчас.

Евгений Мельник,
секретарь Брянского обкома КПРФ,
депутат-коммунист Брянской областной Думы.

Опубликовано в №38 (1552) газеты «Брянская правда» от 26 сентября 2025 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет