В.Ф. Рашкин: «Вот мы и дождались очередного ужесточения антикоронавирусных мер в Москве»
Вот мы и дождались очередного ужесточения антикоронавирусных мер в Москве. Теперь вдобавок к учащимся 6-11 классов на дистанционное обучение отправлены студенты.
Безусловно, дистанционная форма обучения должна существовать. Некоторым она просто необходима. Это и дети, которых родители берут в длительные командировки за границу, и ребята на семейном обучении, спортсмены, которые постоянно на соревнования, и те, кто учится экстерном – да мало ли в жизни подобных ситуаций. Но родители, выбирающие такой путь, как правило, рассчитывают свои силы и имеют возможность обеспечить своим детям НОРМАЛЬНОЕ дистанционное обучение. Есть большое количество онлайн-школ, которые специализируются на такой форме образования, имеют специализированные платформы, видеоуроки, предоставляют видеосвязь с преподавателем, мобильные приложения для уроков и так далее и тому подобное. Ни к чему подобному обычные российские школы не готовы. Именно поэтому образование для основной массы населения должно оставаться очным.
В Москве, как известно, учеников 5-11 классов опять перевели на дистанционку. Я думаю, многие из вас, будучи родителями, испытали всю эту «радость» на себе. Школа с утра просто вываливает на детей поток заданий. И хорошо если с утра. Где-то учителя просыпаются только к вечеру. Сначала ученики несколько часов делают классную работу, потом – домашнюю. Без объяснений, без видеоуроков. Из-за копеечных зарплат молодёжь в школу не идёт, а пожилые педагоги просто не умеют пользоваться новыми технологиями. В результате дети с утра до вечера проводят за компьютерами. Особенно порадовали меня задания по физкультуре в стиле «выполни комплекс упражнений с мячом и скакалкой (в квартире!), запиши на видео и пришли учителю».
Что делать, если родителям надо работать не на удалёнке, и нет возможности проследить, что именно ребёнок делает за компьютером и делает ли вообще? Что делать, если семья многодетная, и нет на каждого ребёнка по компьютеру? Что делать с постоянно обваливающейся платформой «Московская электронная школы» и виснущими электронными дневниками? Что делать сёлам, в которых плохо с интернетом? Почему родители, уже имея одну работу, вынуждены объяснять своим детям темы и параграфы вместо школьных учителей? Кто вернёт здоровье детям, которые жалуются на стремительно падающее зрение, мышечные спазмы в руках, спине, шее, сколиоз и головные боли? И ещё один интересный вопрос. Почему в клубы и бары можно, а школу нельзя? Это что за приоритеты такие у государства? Плюс определённый контингент (и таких довольно много) теперь вместо того, чтобы ходить школу, болтается по улицам. Ещё и кружки-секции позакрывали, чтобы в свободное время дети наверняка шли на улицы и в подворотни.
Посмотрите любые последние посты в соцсетях нашего мэра. О чем бы в них ни говорилось, в комментариях одно: «Верните детей в школы». Причём в весьма крепких выражениях.
Уже в мае этого года эксперты констатировали, что за два месяца дистанционного обучения резко вырос – на 40% — уровень так называемой школьной неуспешности. Резко упала успеваемость учеников 4-8 классов. И это даже при том, что при такой форме обучения списать или нагуглить – раз плюнуть. 700 тысяч российских школьников оказались вообще выброшены из образовательного процесса по самым разным причинам.
По оценкам одного из ведущих экономистов образования Харри Патриноса из Всемирного банка, потеря одного семестра (полугодия) обучения эквивалентна потери 5% человеческого капитала (и будущих заработков).Таким образом, всеобщее дистанционное образование ставит под угрозу не только благополучие людей, но и экономический потенциал страны.
Ещё один интересный момент – вузы. Вузы и колледжи переводят на дистанционку. Ко мне обратились студенты. Бюджетных мест у нас сейчас очень мало, многие учатся платно. Но только платят они за дневное очное образование, а получают, по сути, заочное. Даже не заочное, а ущербную дистанционку, поскольку заочное всё-таки изначально адаптировано для людей, которые не должны посещать университет лично, там есть вебинары, видеолекции и прочее. На дистанционке этого практически нет. Как показало исследование Высшей школы экономики, проведенное в 2019 году, сами преподаватели вузов с ученой степенью невысоко (3,2 балла из 5) оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый 4-й из них ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видео-конференциях или проведения аналогичных мероприятий. То есть образование дают увечное, но деньги требуют целиком.
То же самое с общежитиями. Студенты разъезжаются по домам – зачем сидеть в общаге в чужом городе, если в университет всё равно ходить не надо? Вот только оплачивать общежитие с них требуют по полной программе. Попытка решить вопрос самостоятельно к успеху не привела, руководство ответило, что это проблемы студентов. Это, конечно, не перестаёт поражать. Как собирать штрафы – так наши власти впереди планет всей. Московские власти во время пандемии собрали многомиллионные штрафы за нарушение самоизоляции, масочного режима, санитарных норм и бог знает чего ещё. Но вот помочь людям, оказавшимся в сложной ситуации по вине этих самых властей, – это не про них. Что мы в итоге получили? Болтающихся по городу старшеклассников и студентов, которые, уезжая из Москвы, повезут ковид по городам и весям. В своём блоге Собянин написал, что нужно «разорвать цепочки передачи вируса». Ну что ж, их, может, и разорвали в школах и вузах, зато благополучно соединили в других местах.
Между тем в конце октября главный пульмонолог Федерального медико-биологического агентства России Александр Аверьянов заявил, что почти 80% больных коронавирусом выздоравливают путем естественного ответа иммунной системы. Цитирую: «Вот этой категории больных, какой бы мы препарат ни назначили, этот больной все равно выздоровеет». Но московские власти будут запирать людей по домам, вводить дистанционное обучение, убивать сферу развлечений (а в ней, между прочим, занято огромное количество человек!) и добивать свою и без того хилую экономику. Браво Сергею Собянину.