О прошлом – Правду. Что за праздник – 4 ноября?
Празднику уже 15 лет, пора подводить итоги. Что отмечаем? Большая часть «уважаемых россиян» на этот вопрос ответить не в состоянии. И это неудивительно: «День народного единства» как нельзя лучше показывает, что с единством у нас плоховато.
ПРАЗДНИК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли предместий Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день – 22 октября — живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5 ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6 ноября. Именно 6 ноября Москва была полностью освобождена от интервентов. Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Михаил Скотти. Минин и Пожарский.
Дело в том, что закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005 году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И в жуткой спешке авторы закона о новом празднике всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» – величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го. Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, – и проштамповали. Так и живём мы уже 15 лет, отмечая неизвестно что.
ПРАЗДНИК, КОТОРОГО НЕТ
Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Великой Октябрьской социалистической революции – это вполне понятная вещь, то чем пытаются его заменить сейчас? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?
«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — гласит одна из официальных формулировок. Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу...
И вот понеслось. Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «Единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им, благодаря Путину, теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили – лучше не напоминать. Кто победил – тоже сказать боязно.
Вот и получается, что интернациональный праздник 7 ноября заменили национальным русским праздником 4 ноября, обозвали это «днём единства» и теперь не знают, что делать с «профессиональными русскими», которые кроме политических провокаций больше ничем отметиться не в состоянии. И шляются толпами в день единства карикатурные нацики, провозглашая лозунги о России, пусть и в границах от Ладожского до Онежского озера, но зато белой и европейской.
Вот такое вот «единство» – не праздник, а постмодерн какой-то. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, — тот «чует нутром».
ПРАЗДНИК, КОТОРОГО НЕ БУДЕТ
А что, собственно, за праздник? От кого освободили Минин и Пожарский Москву? Что это за такой «грозный недруг»? Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и распродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался въехать в свою новую страну под аплодисменты московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским, по нынешним понятиям – очевидные смутьяны, «раскачиватели лодок» и противники «России, которую начинали поднимать с колен», спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «бандформирования», и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.
Сатирический коллаж из соцсетей.
Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией, – более чем прозрачна.
Вот потому-то власть сегодня и стремится вытравить суть праздника – спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «днём народного единства». Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.
ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ БУДЕТ
Как бы ни относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники. Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.
Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР, с одной стороны, и о временщиках, руководящих Россией сегодня, с другой. У тех был сакральный праздник, у этих – выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих – нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отечественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством. И вот именно таких, – воровавших и приведших к гибели свою страну, – и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.
Минин с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4-го. Их место – в красной колонне 7 ноября. И, как знать, может быть, именно там, на демонстрации в честь 7 ноября, познакомятся когда-нибудь мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский…
Т. КРАСНОВ, публицист.
Опубликовано в № 45 (1304) газеты «Брянская правда» от 6 ноября 2020 года.