Омар Хайям. Из глубины веков
Поразительно, как актуальны рубаи Омара Хайяма в наше время. Он писал о многих сферах жизни и человеческих страстях: богатстве и бедности, любви и ненависти, тщеславии и корысти...
Мы нашли несколько четверостиший, которые мудрец адресовал властителям – чиновникам, султанам и падишахам. Их суть сводится к закону сохранения энергии: чтобы у кого-то были власть и деньги в избытке, значит, их нужно сначала отнять и присвоить. Хайям призывал властителей усмирить свою гордыню: ведь наша жизнь непредсказуема – сегодня ты выбрался из грязи в князи, но что ждёт тебя завтра?
Философ жил в 11 веке, и конечно, и предположить не мог, что будет твориться в России через 1000 лет. Но, как говорил ещё один мудрец, Салтыков-Щедрин, «разбудите меня через 100 лет, и я вам скажу, что происходит в России – пьют и воруют».
Вот она, сегодняшняя Россия по Омару Хайяму:
Говорят, человек ремесло должен знать,
С идеалом отца все деянья сверять.
В наше время, однако, иначе считают:
«Пустяки! Надо золотом лишь обладать!»
И не о многих ли нынешних наших чиновниках сказано:
Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос.
Жадность, гордыня, алчность, корысть, нахальство и бессовестность правят бал. И пользуются защитой и оправданием определённой части общества. Но:
Лучше впасть в нищету,
голодать или красть,
Чем в число блюдолизов
презренных попасть.
Лучше кости глодать,
чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев,
имеющих власть.
Прочтите «карманную прессу», поющую «осанну» властям, и вы поймёте, кому в нынешней жизни адресованы эти строки…
Как, впрочем, и эти:
Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда чёрный хлеб,
Страшно, когда чёрная душа...
***
Недостойно – стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой!
А разве не актуально и ныне это обращение мудреца к «великим мира сего»:
Если все государства, вблизи и вдали,
Покорённые, будут валяться в пыли –
Ты не станешь, Великий Владыка, бессмертным.
Твой удел невелик: три аршина земли.
…Все мечтают о благополучии. Наверное, никто не отказался бы и от дома, и от квартиры, и от дачи... И чтобы вклад на сберегательной книжке лежал… Но не все готовы идти по головам ради своей цели. Периодически по телевизору показывают взяточников, у которых во время обысков находят миллиарды российских рублей, миллионы в зарубежной валюте, и мы задумываемся – а где предел? И есть ли совесть у тех чиновников? И так ли справедлив Всевышний, как убеждают в этом облечённые в золочёные одежды церковники:
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба –
Мне плевать на твою справедливость, творец!
И о том же:
Если б мне всемогущество было дано –
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо,
Чтобы только достойных любило оно!
В капиталистическом обществе не существует справедливости. Скорее, есть данность, которую приходится принимать. Как индийские касты. И титулы лордов в Англии. Если ты родился бедняком, то богачом тебе не стать. И чиновником тоже – места плотно заняты подрастающим поколением – потомками нынешней власти.
Во времена капитализма богатым быть не стыдно. Вот только там, откуда веет большими деньгами, всегда полно стервятников. Огромные капиталы переходят из рук в руки – от группировок из 90-х к современным бандитам в дорогих костюмах. Только ещё никому из них деньги счастья так и не принесли. Чем их больше – тем сильнее страх потери. Тем больше боишься за собственную жизнь.
К сожалению, люди подвержены стадному инстинкту. Чиновники стараются поскорее припрятать блага по норам, этот образ жизни становится нормой. Чем больше щёки (по аналогии с хомяком), тем ловчее и предприимчивей личность. Правда, мудрый Хайям ехидно напоминает:
«Не завидуй тому, кто силён и богат –
За рассветом всегда наступает закат».
Чистая совесть – великая ценность. Она дороже денег:
Если есть у тебя для жилья закуток –
В наше подлое время – и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин –
Счастлив ты и воистину духом высок.
Хайям понимает, «кто есть кто». Он пишет одним:
Если труженик, в поте лица своего
Добывающий хлеб, не стяжал ничего –
Почему он ничтожеству кланяться должен
Или даже тому, кто не хуже его?
Других предупреждает:
Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца.
Ну, и обращённое к самому, самому, самому:
Ты пришёл, чтоб над нами властителем быть,
Так опомнись скорей, чтобы зла не свершить!
Был никем ты вчера, ты никем станешь завтра,
А сегодня – попробуй по-доброму жить.
Актуально? Несомненно!
Только кто там, наверху, слушает их, мудрецов…
По материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 50 (1258) газеты «Брянская правда» от 13 декабря 2019 года.