Плайя-Хирон – символ кубинской независимости
17-19 апреля на Кубе отмечают 60-ю годовщину событий на Плайя-Хирон. 1 января 1959 года к власти на Кубе пришли революционеры, возглавляемые Фиделем Кастро. США были недовольны, что их бывшая полуколония дрейфует в сторону социалистического лагеря. В Вашингтоне решили свергнуть власть Кастро, отправив на Остров Свободы вооружённых кубинских контрреволюционеров. Основные события развернулись с 17 по 19 апреля 1961 года на пляже в районе селения Плайя-Хирон. Тогда первая интервенция, подготовленная США, потерпела полное поражение. Куба сумела отстоять своё право на свободу и независимость.
«Наша революция –
это революция обездоленных,
совершенная обездоленными
для обездоленных.
За нее мы готовы отдать жизнь!
Родина или смерть!»
Фидель Кастро.
Победа кубинских социалистов 1 января 1959 года не могла не встревожить американские торгово-промышленные корпорации и американскую мафию, потерявшие на Кубе свою недвижимость и лишившиеся колоссальных доходов. За короткий срок с Кубы иммигрировала вся прежняя политическая и бизнес-элита, пользовавшаяся покровительством бывшего диктатора Ф. Батисты. Так что в американском штате Майами осело множество кубинцев: студенты, представители интеллигенции, бандиты, а во Флориде сформировалась настоящая «маленькая Куба», живущая по привычным капиталистическим законам.
Рассчитывая на поддержку кубинских эмигрантов, американское руководство приняло решение о свержении Кастро военными методами. Для решения этой задачи командование США разработало операцию «Плутон», предусматривавшую внезапную высадку десанта на южном побережье Кубы в апреле 1961 года. Заранее предполагалось, что кубинские контрреволюционеры объявят о создании на острове временного правительства, которое попросит помощи у США. После чего и должна произойти высадка американского десанта. А для подтверждения справедливости вторжения американцы планировали воспользоваться поддержкой со стороны стран Организации Американских Государств (ОАГ) – проамериканской международной организации. Для подготовки операции на Кубу было переправлено несколько групп провокаторов ЦРУ, готовивших на острове серию диверсий, призванных дестабилизировать обстановку в стране накануне и непосредственно в день американского вторжения.
Высадку морского десанта планировалось провести в заливе Кочинос (в переводе на русский – «бухта свиней»). Десантирование на ровный песчаный пляж, каковым является побережье залива, учитывая полное отсутствие противодесантной обороны, представлялось американцам лёгким и приятным приключением. В считанных километрах от моря начиналось огромное болото, побережье залива сообщалось с остальным островом лишь одной дорогой. Дату высадки назначили на ночь 17 апреля. Наивно полагать, что готовящийся американский десант был для кубинцев неожиданностью.
14 апреля 1961 года самолёт-разведчик ВВС США U-2 произвёл фотосъёмку всей Кубы. На следующий день 8 американских бомбардировщиков разбомбили три кубинских аэродрома, в результате чего большая часть самолетов революционных ВВС считалась американцами уничтоженной. Но кубинцы, знавшие о готовящейся агрессии заранее, заменили боевые самолёты муляжами. Поэтому из 24 самолётов, имевшихся у кубинцев, было потеряно лишь два.
Налёт бомбардировщиков США принёс американцам один лишь вред. 16 апреля на Кубе прошла траурная церемония по семерым погибшим в результате американской бомбардировки кубинцам, где Фидель Кастро произнёс пламенную речь и в очередной раз подтвердил, что Куба выбирает социализм. Американские бомбардировки и диверсии лишь сплотили кубинцев, окончательно обозначив образ врага.
Корабли флотилии интервентов, вышедшей в направлении Острова Свободы, несли около 2,5 тыс. тонн вооружения и боеприпасов. В 1.15 ночи кубинским контрреволюционерам и агентуре ЦРУ был передано зашифрованное радиосообщение о том, что вторжение начато и пришло время для активных действий по организации широкомасштабных диверсий. Но кубинской контрразведке удалось пресечь все попытки дестабилизации обстановки в стране, и американские планы относительно создания на Кубе хотя бы подобия временного правительства были обречены на провал.
С рассветом 17 апреля на дорогу, соединявшую побережье залива с остальным островом, был выброшен парашютный десант. Начался бой. Кубинские пограничники и бойцы народного ополчения численностью около 100 человек задержали продвижение противника, имевшего едва ли не десятикратное превосходство над оборонявшимися кубинцами.
С началом интервенции на Кубе была организована всеобщая мобилизация. Но кубинцам, узнавшим о том, что революция оказалась под угрозой, особые приглашения были не нужны. Добровольцев было настолько много, что для них просто не хватало оружия, пункты по раздаче которого были организованы прямо на улицах.
Наступление интервентов началось в трёх направлениях одновременно: три батальона отправились к Плайя-Хирон (Голубой пляж), один – к Плайя-Ларга (Красный пляж), а к Сан-Бласу (Зелёный пляж) двинулся батальон парашютистов. Чтобы захватить аэродром в районе Плайя-Хирон и подготовить его для приёма своих самолётов, американцами были выделены отдельные подразделения.
Для остановки продвижения интервентов вглубь страны Главным командованием Революционных вооружённых сил Кубы было решено использовать авиацию для срыва высадки войск на побережье, а также последующей блокировки и разгрома высадившихся сил с моря и суши. Чтобы решить эту задачу, Главное командование выделило 7 батальонов пехоты, 20 танков Т-34 и 10 САУ-100, а также 14 миномётных и артиллерийских батарей. По позициям интервентов ударили советские тридцатьчетвёрки и САУ-100. Головной тридцатьчетвёркой командовал сам Фидель, факт нахождения которого на поле боя придавал молодым кубинским танкистам небывалый энтузиазм.
К 18 апреля инициатива полностью перешла в руки кубинских революционных войск, и в ходе начавшегося общего наступления кубинцы потопили 4 корабля противника, сбили 5 самолётов, оттеснив интервентов к самому побережью залива, едва не сбросив их в море. Так, к вечеру 18 апреля операция по свержению Кастро, подготовленная ЦРУ, потерпела полный крах.
Утром 19 апреля кубинские революционные войска, проведя получасовую артиллерийскую подготовку, окончательно сломили сопротивление противника. Интервенты срывали с себя форму и спасались бегством. Потери их составили 82 человека, 1197 человек сдались в плен. Революционные силы потеряли 156 человек убитыми и около 800 ранеными.
Позднее Фидель Кастро высоко оценил роль этой битвы в истории кубинского народа: «Битва в Плайя-Хирон не позволила повернуть историю Кубы к прежним временам и спасла революцию». В июле 1961 года кубинский Совмин учредил орден «Плайя-Хирон» в качестве одной из высших государственных наград.
После событий на Плайя-Хирон США отказались от планов большого вторжения на Кубу, поняв, что социалистическое правительство сильно поддержкой народа. И тогда был выбран путь экономической блокады.
Долгое время считалось, что советское участие в боях на Плайя-Хирон ограничивалось поставками оружия. В течение 1960 года на Кубу прибыла артиллерия советского производства, зенитные установки, танки Т-34 и самоходки САУ-100. Однако, как теперь выясняется, инструкторам, обучавшим кубинцев пользоваться техникой, пришлось и самим повоевать. В официальной печати СССР и Кубы эта тема никогда не поднималась. Завеса секретности начала спадать только в XXI веке.
По материалам интернет-сайтов.
Опубликовано в № 15 (1326) газеты «Брянская правда» от 16 апреля 2021 года.