Бумеранг казахстанского синдрома
Больше месяца со страниц СМИ России и ряда других стран не сходит тема ситуации в Казахстане. При этом идёт трактование произошедшего явления с разных точек зрения, с разных позиций.
Считаю, что гадать тут, искать главную причину трагедии нет необходимости. Она – на поверхности. Это результат преступного, предательского разрушения СССР, отказа от социалистической системы и Советской власти и перехода на ржавые рельсы прогнившего капитализма. Ведь подобная ситуация наблюдается во всех бывших союзных республиках, ныне «самостоятельных, демократических» государствах, где нет больше товарищей, зато появились сплошные господа.
Возродившийся буржуазно-либеральный капитализм обрёк трудящихся всех бывших союзных республик, включая Россию, на обнищание и бесправие, на вымирание и разграбление колоссальных богатств, созданных народом за годы Советской власти, на невиданное социальное неравенство.
В Казахстане, как и во всех постсоветских республиках, были уничтожены передовые отрасли производства путём приватизации по примеру российской «прихватизации». Казахстан, богатый рядом природных ископаемых, превратился, как и ельцинско-гайдаровско-путинская Россия, в сырьевой придаток иностранного капитала. Нефтегазовая сфера оказалась в руках корпораций США, Франции, Великобритании, Нидерландов. Сталелитейная промышленность – в руках транснациональной корпорации «АрсеролМиттал». А заодно с забугорным капиталом росла и множилась, наживалась на эксплуатации трудовых и сырьевых ресурсов молодая буржуазия Казахстана. Человек труда, создающий богатства, был превращён в бесправный источник дешёвой рабочей силы. Появилась массовая безработица, чего не знали люди в советское время. Социальное напряжение росло все 30 лет новой власти. Протестные акции ширились и выливались в столкновения с силовыми органами. Многомесячная забастовка нефтяников в 2011 году в Жанаозене была жестоко подавлена с гибелью 16 человек (по официальным данным).
По примеру России в Казахстане был повышен пенсионный возраст до 63 лет. Многочисленные протесты населения властью были проигнорированы точно так же, как и в России. Подобно России (ну где же ещё найдёшь пример антинародных законов!?) Казахстан пережил разрушительную «оптимизацию» здравоохранения, что прямо сказалось на здоровье нации, на неготовности к эпидемии.
Народному терпению пришёл конец. На протяжении двух последних лет не прекращались забастовки, уличные протесты. Наиболее массовые выступления проходили в западных регионах – главных экспортёрах нефти и газа, где наиболее ярко проявлялись противоречия труда и капитала.
2-го января текущего года на улицы крупнейших городов вылились массы возмущённых граждан. Поводом для выступлений послужило решение властей с 1-го января повысить вдвое стоимость сжиженного газа, широко используемого в Казахстане для отопления, заправки автомашин и т. д.
Уже на второй день событий вместе с экономическими требованиями протестующих появились политические лозунги и скандирования: «Шал кэт!» («Старик, уходи!»), имея в виду Назарбаева, правившего страной в должности президента с 1990 до 2019 года, но оставшегося «Великим кормчим» в чине пожизненного председателя Совета безопасности страны с высочайшими полномочиями. За время своего правления Назарбаев сосредоточил основной капитал республики в частных руках родственников и близких ему людей, чтобы через них контролировать финансово-экономическую и политическую систему власти в стране. То есть была сформирована семейно-родовая, коррупционно-клановая модель власти. Многочисленные памятники при жизни и прочие излишества, роскошь и зарубежная дорогостоящая недвижимость на фоне нищенства народа также явились определённым толчком для взрыва в обществе.
В г. Талдыкорган протестующие снесли с пьедестала памятник, воздвигнутый Назарбаеву при жизни. 5 января правительство Казахстана было отправлено в отставку. Президент Токаев во время очередного телеобращения к нации объявил, что он единолично возглавил Совет безопасности страны (сместив Назарбаева). Но протестные события в стране продолжали нарастать. В ряде городов были разгромлены и сожжены филиалы правящей партии «Нур Отан» – прототипа «Единой России», пользующейся такой же «славой», как и её российская «сестра».
Вместо решения социальных проблем правящий класс искал «громоотводы», всевозможные ходы по расколу общества. Как и в других бывших советских республиках (кроме Белоруссии) все провалы в экономике, социальной сфере, обнищание трудового народа списывались на Россию, Советскую власть, провоцировалась русофобия и межнациональная вражда. Вот он, тот самый бумеранг, бьющий по России в ответ на деяния российской власти. В школьных учебниках целые страницы посвящаются «русскому колониализму», «кровавому советскому тоталитаризму», на официальном уровне проводилась кампания полной реабилитации всех «жертв сталинских репрессий», среди которых в основном были предатели-коллаборационисты. Модной темой на страницах СМИ была тема «казахского голодомора». Националистические силы при молчаливой поддержке власти причины голода объясняли «российским геноцидом», требовали полной декоммунизации» в стране. По всему Казахстану проводились акты вандализма по сносу памятников Ленину, переименованию улиц, сёл и городов. Последовательно сужалось применение русского языка. Русскоязычные граждане подвергались дискредитации и вытеснению из страны. Только в 2019 г. Казахстан покинули 45 тысяч человек, в основном русских. Сегодня в республике из 8,5 млн. русскоязычного населения осталось около трёх миллионов.
Власть, выступая на словах в поддержку евразийской интеграции, активно заигрывала с Западом. С США установлен так называемый уровень «расширенного стратегического партнерства». Ежегодно проводятся совместные с НАТО военные учения «Степной орёл». Потворствуя националистам, правительство Казахстана методично уничтожило левую оппозицию и в первую очередь компартию. На этом фоне и произошёл социальный взрыв.
Президент Казахстана Токаев в своём обращении к нации (третьем по счёту) заявил: «Мы должны убить всех террористов. Переговоров не будет. В нападениях участвовало 20 тысяч человек». Не слишком ли много террористов насчитал Токаев? Действительно, волнениями граждан активно воспользовались террористическое подполье, деклассированные и уголовные элементы, мародёры и грабители. От их криминальных действий пострадали тысячи человек, есть убитые и раненые. Появилась угроза захвата власти криминальными элементами. Ввод сил ОДКБ стал оправданной и безотлагательной необходимостью. В противном случае в Казахстане не замедлила бы появиться база НАТО и американские «защитники демократии» в погонах и с автоматами в руках. Однако заявление Токаева о 20-ти тысячах террористов, которых надо убить, – это нонсенс.
Власть на постсоветском пространстве захватила (либо срослась с действующей властью) олигархическая буржуазия. Народ, будучи обманутым, устал от лжи, эксплуатации, нищеты и бесправия и, как было сказано выше, его терпению пришёл конец. Вот и вышли на улицу тысячи рядовых тружеников с чисто социальными, мирными и справедливыми требованиями, чем и воспользовались деструктивные силы. Но основную массу протестующих все же составили мирные жители страны.
А теперь проанализируем, откуда в бывших Советских республиках, живших в мире и дружбе, с бурно развивающейся экономикой, наукой, культурой, с неслыханными ранее социальными благами для людей, отсутствием безработицы и социального расслоения сегодня появилось столько претензий и обвинений в адрес Советской власти, Коммунистической партии? Откуда появились русофобия, антисоветизм, антикоммунизм? Кто подал пример сноса памятников Ленину и советским военачальникам, переименования городов и улиц? Откуда пошли изрыгания: «Сталин хуже Гитлера», «сталинские репрессии», «советский голодомор», «сталинский террор»? В чьих головах родилась идея глумления над Великой Победой Советского народа над фашизмом, выразившаяся в заявлениях, что «победа была достигнута трупами солдат Красной Армии»? А всё начиналось (и продолжается до сего дня) с России, при молчаливом согласии, а чаще с подачи буржуазно-олигархической верхушки власти в стране. Например, кто подал пример в переименовании города-героя Ленинграда в Санкт-Петербург? Господа Собчак и Путин. С чьей подачи затем были переименованы города: Ворошиловград – в Луганск, Молотов – в Пермь, Свердловск – в Екатеринбург, г. Калинин – в Тверь и т.д.?
Как известно, фашизм начинается с запрета и разгрома коммунистических партий, с погромов и сносов памятников видным деятелям коммунистического движения. С этого начинали свою карьеру Гитлер, Муссолини, Франко. А в России это начали в лихих 90-х годах российские неовласовцы, снеся памятник рыцарю народной справедливости Ф.Э. Дзержинскому в Москве. А сколько уже было попыток убрать ленинский Мавзолей на Красной площади и произвести перезахоронение тела В.И. Ленина, ликвидировать Некрополь Славы у Кремлёвской стены, сколько снесено памятников В.И. Ленину в буржуазной России под предлогом их «ветхости»?
А кто в августе 1991 года запретил КПСС, разграбил её имущество? Кто показал в 1998 году пример бывшим республикам, как расправляться с теми, кто пытается восстановить справедливость, противостоять грабежу народа, развалу экономики? Конечно же – вечно пьяненький, известный невиданной амбициозностью и неудержимой страстью к власти президент Ельцин, «крёстный отец» Путина, приказавший расстрелять законно избранный парламент страны из танковых орудий. И этому преступнику и предателю построен на его родине музей, так называемый «Ельцин-центр» («антисоветский гадюшник» – так называют его в народе), обошедшийся государственной казне почти в 7 млрд. рублей. И торжественно открывать который ездили Путин с Медведевым.
Наш «самый мудрый, самый талантливый, самый справедливый борец за счастье народа» президент РФ Путин (именно таким его «рисует» огромная армия прикормленной элиты, всевозможных приспешников и провластных СМИ) лично сам, своими высказываниями, довольно странной оценкой не только подогревает, но и задаёт тон распространению антисоветизма и антикоммунизма в нашей стране. Он обвиняет В.И. Ленина в развале СССР в 1991 году (хотя Ленин умер в 1924 году), заявляет о том, что «поражение России в первой мировой войне – акция национальной измены большевиков»; что «в Советском Союзе могли делать только резиновые галоши»; что «мясо в стране поступало в продажу от убоя старых, выбракованных коров»; что «коммунисты раздавали российские земли необоснованно и незаконно, от чего наносится сегодня колоссальный вред миру и спокойствию в соседних республиках».
О «бракованном» мясе и раздаче территорий – несколько пояснений. В середине 60-х годов прошлого столетия появился мясной дефицит в стране. И сделал это взбалмошный и склонный к аферам Никита Хрущёв, который «наломал дров» не только в экономике, но и в политике, в военном деле. Но самый большой вред был нанесён постановлением правительства о запрете содержания скота в городах и посёлках городского типа, о строгой норме количества содержания скота в личном подворье на селе. Например, в республиках Закавказья, Средней Азии, где во многих семьях были отары овец по 30-50 голов, этим постановлением разрешалось иметь не более 7 голов. Что же касается качества мяса говядины. Несмотря на хрущёвские кульбиты, в России в советские годы содержалось более 57 млн. голов КРС, ежегодный приплод составлял свыше 50 млн. голов. Молодняк направлялся в откормхозяйства, которые были в каждом районе. Здесь он доращивался на чистых экологических кормах до 350-500 кг и отправлялся на мясокомбинаты. Эта была не выбракованная, а прекрасная во всех отношениях говядина, стоившая по сравнению с нынешней мясной и колбасной продукцией неизвестного и чаще искусственного происхождения в десятки, а то и в сотни раз дешевле. И каждая семья имела возможность употреблять мясо, в отличие от нынешнего времени. В России ныне имеется лишь около 18 млн. голов КРС.
Что же касается раздачи коммунистами российских земель, то надо признать, что передача Крыма Украине была сотворена волюнтаристским решением всё того же Хрущёва. Но какого-то возмущения, несогласия в народе не было, так как передавался полуостров из одной Советской Республики в другую Советскую. Никакой разницы при посещении Крыма жители Советского Союза не ощущали. Тот же русский язык, те же обычаи, те же братские взаимоотношения, те же едва ли не поголовные смешанные браки. Кстати, части Брянской области входили в состав Черниговской губернии, Гомельской области Белорусской ССР, а позже вошли в состав Западной области с центром в Смоленске, затем до 1944 года были в составе Орловской области. И никто каких-то неудобств, протестов не высказывал. Всё было советским, народным, русским, славянским.
Сегодня в бывших советских республиках – Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и других русским места нет. Всё то, что натворили за последние 30 лет новые хозяева российской действительности, дало повод всякого рода националистам, русофобам, антисоветчикам бывших союзных республик обвинять Россию, русский народ в оккупации, агрессии, репрессиях, геноциде, голодоморе и т.д. Под этим «соусом» и действуют ныне бандеровцы на Украине, эсесовцы в Прибалтике, националисты в Грузии, Армении, Средней Азии. Везде русскому человеку устроен ад, везде он подвергается издевательствам, вытеснению, ограблению и оболганию.
Чем можно объяснять после всего сказанного умолчание, а чаще подпевание Путиным грязным изрыганиям в адрес Советской власти, Коммунистической партии со стороны всякого рода жириновских, млечиных, сванидзе, познеров, чубайсов и разных, им подобных? Тем, что ложь, извращение и оболгание славной истории Страны Советов, компартии, величайших открытий и подвигов народа нужны нынешней власти, как в России, так и в бывших союзных республиках, чтобы переложить с себя всю ответственность за сегодняшние провалы во всём – в экономике, политике, социальной сфере, в обнищании и вымирании населения и т.д. – на Советскую власть, на Компартию, чтобы скрыть от народа правду о том, куда, в какую пропасть идёт сегодня Россия и её многострадальный народ.
Многие задаются сегодня вопросом, сделает ли выводы Российская власть из казахстанских событий? Конечно же, нет. В Госдуме, состоящей в основном из депутатов «Единой России» и её подпевал – жириновцев и «Новых людей», по-прежнему принимаются законы для власти, но не для народа. Этот состав депутатов ГД отказался от принятия инициативы КПРФ об отмене пенсионной реформы и принял закон единоросса Вяткина, засекречивающий сведения об имуществе судей и силовиков. А теперь готовится к принятию уже во втором чтении просто издевательский, ничем не прикрытый законопроект «под себя» – о дистанционно-электронном голосовании (ДЭГ), с помощью которого можно делать всё, что угодно, с результатами голосования. Никакого контроля, наблюдения там быть не может.
Главным препятствием власти во всех антинародных её деяниях являются коммунисты. Поэтому и продолжается давление на КПРФ, придумываются всякие препятствия, ограничения, запреты и расправы над её представителями. И закон о ДЭГ – это закон против КПРФ, позволяющий свести на нет её авторитет и влияние в обществе. И одновременно иметь возможность ныне существующей власти вечно сидеть в правящем кресле.
Виктор ГУБЕНОК,
ветеран труда и компартии.
Опубликовано в № 6 (1368) газеты «Брянская правда» от 11 февраля 2022 года.