Юозас Ермалавичюс: «Величайшая революция»
Научное убеждение К. Маркса и Ф. Энгельса в том, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.3, с. 37) полностью подтверждается всемирной историей человечества.
Реальное воплощение в исторической действительности получают и футурологические прогнозы, основанные на их философском учении диалектического материализма. С начала ХХ века действительностью мирового исторического процесса становится научное предвидение К. Маркса, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.19, с. 27). По мнению Ф. Энгельса, содержанием этой всеобщей социальной революции является «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Там же, с.228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Эту историческую задачу решает всемирная или глобальная социалистическая революция, которую Ф. Энгельс квалифицировал в качестве «величайшей революции всех времен» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 491). Эта величайшая революция уже охватила историческую эпоху новейшего времени, содержанием которой является революционный переход человечества от капитализма к социализму, и естественно претендует заполнить грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития мирового сообщества народов к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации.
Революционный переход человечества от классового общественного жизнеустройства социального неравенства и антагонизма к человеческому общественному укладу социальной свободы и равенства означает величайший качественный скачок в мировом историческом процессе, охватывающий коренные преобразования в развитии материального производства, социальных связей и отношений, общественного сознания народов земного шара. В центре этой всеохватывающей революции находится человек, выступающий ее главным субъектом. Всемирная социалистическая революция освобождает человека от порабощения стихийными силами природы и общества, обеспечивает возможности для его свободного развития. Реализация революционных возможностей зависит от социальной зрелости и умственной развитости самого человека, его способностей и готовности к овладению достижениями научного прогресса. В итоге глобальная социалистическая революция завершает предысторию и открывает подлинную историю человеческого общества, начинает созидание человеческого мира.
Решающую и определяющую роль в комплексе процессов величайшей социальной революции играет мировая научно-техническая революция второй половины ХХ века, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества, превратив науку – всеобщую общественную производительную силу - в непосредственную производительную силу общества. Соединение науки с материальным производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления производства во всемирной степени, что объективно потребовало соответствующего преобразования общественных отношений мирового сообщества народов согласно необходимых потребностей жизни общества, определяемых наукоемким производством.
Превращение науки в непосредственную производительную силу человечества закономерно потребовало научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием, что предполагает сознательное использование всеобщих объективных законов диалектики в качестве основополагающих экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества народов. Это сопряжено с умственным овладением людьми объективными законами развития природы и общества, не зависящими от сознания и воли населения земного шара. Будучи продуктом всеобщего труда людей на благо всего человечества, наука обеспечивает возможности и предъявляет соответствующие требования к их умственной развитости вплоть до осознания объективной исторической необходимости и овладения стихийными силами развития природы и общества. В совокупности этот духовный процесс воплощается в мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании народных масс.
Поскольку характер общественной жизнедеятельности человечества определяется в основном типом собственности на средства производства, преодоление стихийности общественного развития и обеспечение гармонизации общественных отношений предполагают отмену частной собственности и установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе. Это выступает основным вопросом всемирной социалистической революции, прогрессивное решение которого теоретически обосновывается научным мировоззрением диалектического материализма. Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства глобальная социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения планеты и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. Благодаря столь радикальному преобразованию всемирной социалистической революции социализация и гуманизация жизни общества обретают качественно новый уровень развития.
Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями. Овладение производительными достижениями мировой научно-технической революции предполагает их научное осознание, что побуждает научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании человека – основной производительной силы общества, главного субъекта исторического творчества человечества. Усвоение народными массами научного мировоззрения диалектического материализма выступает исторической необходимостью коллективистского и гуманистического развития международного сообщества к коммунистической ступени человеческой цивилизации. Этот величайший качественный скачок во всемирной истории осуществляется глобальной социалистической революцией. Наука становится основой коммунизма, научность пронизывает все сферы жизни общества.
Становление науки непосредственной производительной силой общества представляет собой радикальную революцию в общественном сознании человека. Усвоение человеком научного мировоззрения диалектического материализма выступает умственным, духовным источником революционного преобразования жизни общества в соответствии с человеческими потребностями людей. Научно-мировоззренческая революция не только освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными законами развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей в отношении всемирного богатства, функционирующего в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.
Усваивая научное мировоззрение диалектического материализма, человек обретает неограниченную умственную силу. Усвоением научного мировоззрения он духовно освобождается от господства над ним объективных законов развития природы и общества, действующих независимо от воли и сознания людей. Благодаря диалектико-материалистическому мировоззрению человек обнаруживает свою умственную способность к научному осознанию объективной реальности, исторической действительности. Научное осознание мира позволяет человеку практически овладевать действием всеобщих объективных законов диалектики в своих жизненных интересах, для удовлетворения человеческих потребностей. В научном сознании человека воплощается адекватное восприятие и правильное понимание окружающего мира, что служит исходной позицией для научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием. Научное мышление человека мотивирует его социальную ответственность за состояние общества. Человек выходит в центр общественной жизнедеятельности всемирного сообщества народов, действительно становится главным субъектом исторического творчества человечества. В итоге человечество превращается в общественный людской коллектив, представляющий собой человеческий мир.
Величайшая социальная революция сравнима с такими качественными скачками во всемирной истории, как становление материального производства и образование общественной цивилизации. В.И. Ленин считал, что «настоящий интерес эпохи больших скачков состоит в том, что обилие обломков старого, накопляемых иногда быстрее, чем количество зародышей (не всегда сразу видных) нового, требует уменья выделить самое существенное в линии или в цепи развития» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.36, с.205). На новейшем этапе переломной исторической эпохи, возглавляемой Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 года в России, о всеобщей агонии мировой капиталистической системы свидетельствуют такие тенденции общественного развития, как всемирный кризис частнособственнической цивилизации, расстройство мировых экономической и политической систем, полная дестабилизация мирового исторического процесса вплоть до глобального хаоса, ускорение распада старого общественного устройства мира и другие.
Наиболее существенными зародышами коммунистического будущего оказываются становление науки непосредственной производительной силой общества, качественное обогащение всемирного научного потенциала, образование наукоемкого вида материального производства, достижение производительными силами общества совершенно нового уровня развития и другие тенденции, определяющие стратегические перспективы дальнейшего исторического прогресса, следующего к коммунистической цивилизации, построению человеческого мира. Таким образом, всемирная социалистическая революция аккумулирует в себе величайшие производственную, социальную и духовную революции во всемирной истории. Она совершает радикальнейший качественный скачок в земной цивилизации между её частнособственнической и коммунистической (классовой и общинной) ступенями, а во всемирной истории – между последней антагонистической формацией общества и человеческим обществом или человеческим миром.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.